Организаторы «Моторшоу-2009» не согласны с мнением, что выставка в разгар кризиса на автомобильном рынке не будет интересной для посетителей: о том, что значительная часть белорусских автодилеров традиционно не удостоит своим вниманием и в этом году. Директор ООО «Ремарк» и организатор выставки Дмитрий Ярота утверждает, что «с Женевского автосалона автомобили приходят прямо к нам».
- Какие новинки белорусского автомобильного рынка будут представлены на выставке?
- Что касается серийных машин, тех автомобилей, которые посетители «Моторшоу» могут рассматривать с точки зрения покупки, будет представлено порядка 25 новинок для белорусского рынка. Это автомобили, которые у нас не представлялись широкой публике. И более того, часть из них будет абсолютными новинками для Восточной Европы - государств СНГ, Прибалтики. Это машины, которые с Женевского автосалона приходят прямо к нам - у нас в этом плане выгодное время проведения выставки. Другие автомобильные выставки в Восточной Европе проходят позже. Очень много новинок будет представлено в бюджетном сегменте. Это то, что как раз надо людям.
- Как повлиял мировой финансовый кризис на формат выставки?
- В первую очередь кризис повлиял на участников выставки. Как работает любой профессиональный продавец? Он всегда делает запас какой-то. И те из дилеров, кто работал очень активно, они попали в очень серьезную ловушку - эта ловушка связана с тем, что на складах осталось очень много машин.
С другой стороны, с точки зрения потребителя, на «Моторшоу-2009» будет очень интересным присутствие одной и той же модели разных поколений. Я не говорю про всех, но на некоторых стендах можно будет увидеть машину прошлого поколения и машину новую 2009 года.
При этом на первые будут предложены самые минимальные цены, которые только могут быть. Те, кто зимой думал, что вот может весной будут самые минимальные цены, они действительно угадали: по мнению специалистов, сейчас цены достигнут своего дна, продадутся все машины 2008 года выпуска. А вот модели уже 2009 года не смогут по определению иметь такую стоимость - хотя бы потому, что сами производители, у которых сокращается производство, не могут держать цены на маленьком уровне.
Если в сентябре мы заявляли что «Моторшоу-2009» это будет самое грандиозное мероприятие за всю историю, и действительно мы уже осенью практически подписывали контракт на поставку в аренду дополнительного павильона на 6 тысяч квадратных метров, то кризис серьезно потрепал статистику продаж дилеров, каждый из которых пошел развиваться своим путем. Кто-то очень активно царапается и делает все, чтобы остаться на рынке, а может даже и завоевать еще больший кусок, кто-то не знает, что делать и просто продолжает работать, а кто-то выбрал выжидательную стратегию. Конечно, очень хочется надеяться, что победят те, кто работает и движется вперед.
Самое главное отличие от тех «наполеоновских» планов сентябрьских, это то, что сократились размеры стендов. Для того чтобы вписаться в ограниченные бюджеты, участники сокращали их с 500-600 метров на 200-300. Для участников самая затратная часть - это строительство стенда. Из общей стоимости участия компании в выставке - это всегда минимум 80%, и чем больше стенд, тем дороже.
Впрочем, сделать красивый небольшой стенд проще, чем большой.
Вообще все эти европейские, московские выставки, они конечно красивы, что говорить. Там огромные пространства, огромные павильоны, но люди на них всегда очень устают. Еще и половины выставки не обойдешь, а уже устал как собака, и тебе уже неинтересно смотреть на эти огромные стенды. В этом конечно у белорусской выставки есть плюс, что, находясь локально в одном месте, можно посмотреть абсолютно все.
Когда мы планировали большую выставку, у нас была специальная программа. Готовилась именно большая шоу-программа, мы понимали, что у нас будет два разных павильона, и нам надо было как-то логически их связать. Мы бы делали шоу на улице. Идея была весь город туда привести, потому что это было бы действительно очень интересно. А раз остался один павильон - мы бы этим шоу вели конкуренцию собственно с выставкой. Пусть мы сейчас умещаемся в рамках манежа, но мы сделали все, чтобы люди меньше чувствовали, что кризис наступил.
- Почему в достаточно сложных условиях на рынке было все же принято решение проводить «Моторшоу»?
- Окончательное решение мы со всеми участниками рынка принимали в феврале. Мы как организаторы предложили им самые льготные финансовые условия для того, чтобы это было интересно, чтобы они пришли и смогли качественно представить себя.
Хотелось бы отметить: рассматривая сам момент проведения/не проведения выставки, мы понимаем, что это не то, что мы хотели бы. Но мы понимаем и то, что какая бы выставка ни была - пусть она не будет на 10 баллов, как мы планировали в сентябре - но, тем не менее, мы в любом случае поможем с одной стороны нашему автомобильному рынку, поможем ему активизироваться.
В любом случае люди ждут этого мероприятия. Выставка интересна с точки зрения выбора автомобиля, покупки. Посетители «Моторшоу» придут посмотреть, кто на что горазд, кто что может предложить, сравнить и принять окончательное решение.
- Почему часть дилеров отказалась от участия в выставке?
- Участие многих дилеров зависит от ряда причин. Например, дилер Mercedes-Benz принял решение об участии одним из последних - это произошло уже тогда, когда он понял, что сможет представить на выставке новое поколение Mercedes-Benz E-класса.
Даже на льготных условиях участия, к сожалению, некоторые участники рынка представлены на «Моторшоу» не будут. Их можно понять - если нет машин-новинок, то даже бесплатное участие в выставке для них имеет немного смысла.
К сожалению, все это говорит о том, что может так оказаться, что через полгода будут какие-то изменения с точки зрения географии автомобильных дилеров на карте нашей страны. Не хочу сказать, что кто-то пропадет совсем, но то, что они могут перейти под другие влияния, одна фирма перейти к другой - такое очень даже может быть. Кризис - условие для очень активной переделки рынка.
- Какая шоу-программа будет предложена посетителям выставки?
- Визитная карточка белорусского «Моторшоу» - это, конечно, самые красивые девушки города. Как мне сказали во время одного из интервью: «в чувственных одеждах». Эти девушки будут спорить по количеству внимания собственно с автомашинами. Мы разрешили в этом году презентации на стендах - сами дилеры будут искать способы привлекать внимание к своим стендам.
Понятно, что продавать проще на позитивных эмоциях, чем когда машина стоит с закрытыми дверьми. На выбор человека очень влияет возможность посидеть в машине, прислушаться к своим ощущениям, впечатлениям. Возможность сравнивать, в том числе - эмоционально, великолепно воплощается самим форматом выставки. Пару сотен новых машин, двери открыты, приветливые стендисты. Последним, к слову, очень тяжело приходится - с 10 до 9 вечера, 11 часов надо найти силы. Но так как «забег» недлинный - 5 дней - мы стараемся всегда сами держаться на таком позитиве, и надеемся, что у них хватит сил.
Больше всего людей все же идет на выставку не за покупками, а просто посмотреть, п фотографироваться. В этом отношении, я думаю, будет интересно представление выступления одной латвийской компании. Они будут предлагать известные нам машины, но в тюнинговом исполнении. Помимо всего прочего, они хотят привезти на «Моторшоу», как они говорят, «некий автомобильный шедевр», таких автомобилей в мире было выпущено всего порядка десяти. Будем надеяться, они успеют его привести на выставку.
Будет несколько белорусских компаний, представителей официальных тюнинг-ателье Европы, которые тоже будут предлагать профессионально доработанные автомобили, сертифицированные заводом-изготовителем.
К сожалению, импортерских стендов Audi, BMW, Porsche не будет, тем не менее, эти машины на выставке будут присутствовать - на других стендах, к примеру, тех же тюнинговых компаний.
Каждый посетитель «Моторшоу» получит небольшой подарок с логотипом, это будут либо ручки, либо ароматизаторы воздуха в машину.
В рамках выставки традиционно проходит конкурс на самый популярный автомобиль «Моторшоу». В этом году мы дополнительно поощрим тех, кто отдаст свои голоса за ту или иную модель - среди проголосовавших мы разыграем 3 велосипеда «Евробайк». Пусть это, конечно, не машина, но транспортное средство высокого качества.
Также мы проведем совместную акцию с ГАИ - они всегда участвуют выставке и их стенд среди самых популярных. Будут продаваться фликеры, среди тех, кто их купит, мы разыграем новую машину - «японца» цвета серебристый металлик с коробкой-«автомат», кондиционером, MP3-плеером, электропакетом. Помимо этого, будет еще 20 поощрительных подарков - портмоне для автомобильных документов от компании Wittchen.
- Как дальше будет развиваться выставка?
- Как говорят специалисты, в этом году - к осени кризис пойдет в обратную сторону. Все опять кинутся отвоевывать свои позиции. У нас очень много наработок для вот огромной выставки, которую предполагалось организовать еще в этом году. Мы, в этом случае, воплотим их в рамках «Моторшоу-2010».
О возможности же того, что рынок будет все больше уходить вниз, и думать не хочется. Понятно, что будет просто конкуренция на уровне, кто предложит дешевле, вот и весь бизнес. А это уже не есть рынок - все будет потихоньку умирать.
Программа первого дня (V.I.P. день)
11.00 - открытие выставки 12.00 - пресс-конференция на стенде импортера Форд 14.00 - пресс-конференция импортеров Рено 15.00 - презентация на стенде импортера Рено 16.00 - семинар 17.00 - презентация на стенде Хендай