В нынешнем сезоне состоялся первый 4-х этапный зимний чемпионат по хобби картингу. В чемпионате приняло участие 26 картингистов. По итогам сезона победителем стала единственная девушка, принимающая участие, Татьяна Грунтович. Нам удалось пообщаться с победительницей и узнать секреты успеха.
С чего началось твое увлечение картингом и как давно ты этим занимаешься?
- Первый раз я села в прокатный карт в Москве пару лет назад. Картодром был недалеко от дома, я часто проходила мимо и однажды решила зайти и попробовать проехать. Телеметрии не было, инструкторам было не до меня, я не знала правил. Короче ехала, как могла. Пол года назад уже в Минске в качестве развлечения один мой друг предложил поехать на картинг. Сначала это был «ЛеМан», где я показала печальные результаты, через пару дней дождевая гонка с тем же другом в «Силичах», где мне случайно удалось его объехать. Следующим картодромом был «Картленд» на Макаенка: асфальт, неконтролируемая мною скорость и сложные повороты, которые я конечно же проезжала очень медленно. Мой товарищ ехал быстрее, а мне не хотелось ему уступать. После очередного заезда я подошла к инструкторам, стала спрашивать, как же тут надо ехать. Ребята подробно рассказали о моих ошибках и даже дали пару дельных советов. Вот тогда и появился мой интерес к картингу и желание научиться управлять картом на достойном уровне.
Много ли тренируешься? Расскажи, как проходят тренировки
- Летом почти каждый день проводила на картодромах. Приезжала в любую погоду, иногда в сильнейшую жару, а иногда под дождем каталась минут по сорок, пока бензин в баке не заканчивался или не лопалась шина. Мышцы на руках и спине страшно болели, ошибки во время заездов приводили к ужасным синякам. Игорь Семашко, руководитель картинг-центра «Картленд» на Макаенка, на каждой моей тренировке стоял на трассе, постоянно объяснял, как надо пилотировать, пальцем показывал точки входа и выхода из поворота, где тормозить, где набирать скорость и т.д. Это очень помогало быстро набираться опыта. С приходом зимы возможностей для практики стало значительно меньше, но всё равно каждые выходные я еду на зимний картинг и катаюсь.
Кроме практики, изучала ли теорию?
- Безусловно! В основном это книги М. Горбачева, старые советские издания о картинге, статьи и заметки на специализированных сайтах, различные российские и американские видеошколы. В книгах, да и в интернете, масса полезной информации по устройству картов, технике управления в различных ситуациях и самоконтролю. С точки зрения теории я не новичок.
Когда ты почувствовала, что у тебя стало получаться хорошо пилотировать картом?
- У меня редко получается хорошо до той степени, которой я могу гордиться, всегда есть ошибки, над которыми приходиться работать. Даже если трассу знаешь наизусть и едешь, кажется, быстрее некуда, понимаешь, что кто-то сможет выжать ещё минимум секунду и проехать лучше.
Тяжело ли соперничать с парнями, все же говорят, что автоспорт, картинг – это мужское увлечение?
- Действительно, мужчинам в автоспорте легче, чем девушкам. В картинге, например, очень важна физическая подготовка, сильные руки и ноги, хорошо развитый пресс. Многие картингисты, которых я знаю, регулярно посещают тренажерные залы, помимо этого занимаются и другими активными видами спорта. У мужчин лучше развита реакция, да и с детства они ближе к технике и автомобилям, чем девушки. Кроме того, мужчины из чувства собственного достоинства в гонке сражаются до последнего, всегда боятся проиграть девушке. Мне сложно с ними соревноваться, приходится постоянно доказывать, что я не слабее их, что перед ними достойный соперник.
На твой взгляд, что самое опасное в картинге?
- Неоднократно была свидетелем профессиональных зимних гонок на картах, видела, как опытные пилоты делают сальто, врезаются друг в друга, переворачиваются и падают. Пугающие моменты. Что далеко ходить, сама подлетала на метровых буртах и падала, получала колесами в спину, набивала синяки. Но самое опасное в картинге всё же не аварии, а человеческая безответственность: простое несоблюдение правил безопасности, отсутствие защитной экипировки, плохо проведенный инструктаж для новичков. Опытные гонщики никогда не позволят себе ехать с расстегнутым шлемом или бегать по трассе, пока там тренируются другие пилоты. Любой картодром – место повышенной опасности, об этом не стоит забывать.
Расскажи про зимние гонки, какое основное отличие от летнего картинга?
- Отличий много, и понимаешь это, когда уже сидишь, уткнувшись носом в снег! Летом карт отлично держится колесами за асфальт. Хорошо изучив трассу и её особенности, обращая внимание на погоду можно построить идеальную траекторию и стараться ей следовать. Зимой пилотирование карта на обычном ледяном кольце – это настоящая головоломка. С каждым новым кругом меняется траектория, где минуту назад лежал снег, и можно было как-то зацепиться, там уже лед, и ты думаешь только о том, как удержать карт и не развернуться, не заехать в глубокий снег. В зимней гонке стараешься как можно аккуратнее попасть в нужную траекторию, не пропустить вперед соперника и выскочить из поворота на максимальной скорости. Кто-то умудряется зацепиться задними колесами за бурт и быстро проехать по внешней траектории, кто-то обходит соперников внутри. Но опять же, тут всё зависит от погодных условий, качества покрытия, особенностей картов, резины, ну и конечно навыков пилота.
На старте зимнего чемпионата какие ты ставила перед собой цели и задачи?
- Ничего не загадывала. До этой зимы опыта управления картом на льду у меня вообще не было. В первой гонке сезона мне страшно не везло, техника управления подводила, нервы сдавали, и в такой ситуации трудно было удержаться от ошибок, которыми не преминули воспользоваться мои соперники. В итоге я оказалась на 14-м месте в чемпионате и дальше ни на что не рассчитывала. Правда к следующему этапу старалась больше тренироваться, старалась быть как можно спокойнее и была настроена на любой исход. В общем, совсем неожиданно для себя приехала первой. Радости особой не было, списала всё на случайность. Анализируя потом своё эмоциональное состояние, пришла к выводу, что настройки в гонке нужны не только машине, но и пилоту.
Расскажи про решающую гонку сезона, что на ней было самым сложным для тебя?
- От этой гонки зависела итоговая позиция в чемпионате трех пилотов: Сергея Маршина, Роланда Абромяна и моя. Любой из нас мог выиграть и стать чемпионом, тем более к тому времени по итогам трех этапов у каждого из нас уже было по одной победе. Утром того дня я проснулась с мыслью, что хочу победить, что для меня это важно, и другого варианты быть не может. Да, волновалась, даже руки тряслись. На тренировке не проехала ни одного полного круга без ошибок и разворотов. А вот гонка прошла на удивление быстро и просто. Мыслей было всего две: «только бы в повороте не развернуло» и «следовать нужно за взглядом». Глазами только и вытягивала карт на нужную траекторию. Приближаясь к финишу, я уже знала, что выиграла этап и чемпионат. Вот тогда радость стала настоящей, и до меня дошло, что я сделала.
Что тебя вдохновляет вновь и вновь садиться за руль карта?
- Во-первых картинг уже стал для меня наркотиком, хочется кататься часами, без остановки. Если бы карты заправлялись воздухом, я могла бы ездить в несколько раз дольше. Во-вторых, пока едешь, не думаешь ни о чем кроме управления картом. Это как приятная терапия от дурных и тяжелых мыслей. В-третьих, это самый безопасный способ освоить азы экстремального вождения, прочувствовать автомобиль, научиться контролировать заносы и сносы передней оси, предвидеть и смягчать сложные и опасные ситуации. Картинг очень дисциплинирует и поддерживает организм в отличной форме.
Чем еще увлекаешься кроме картинга?
- У меня много других интересов, таких как игра на гитаре и бас-гитаре, шахматы, сайты делаю, играю в компьютерные игры. Уговорить меня прыгнуть с крыши на веревке или пойти на охоту на мамонтов – проще простого. Всё новое и необычное принимаю с большим интересом. Но основные увлечения всё-таки ближе к автоспорту. Помимо картинга нравится ралли и F1, очень позитивно отношусь к тем, кто увлекается спортивным маневрированием, и к тем, кому нравится автоспорт во всех его ярких проявлениях.
Какие планы на будущее?
- Летом в «Картленде» на Макаенка стартует новый чемпионат по хобби-картингу. Хотелось бы показать достойные результаты. Помимо этого в Минске и за его пределами проводится множество любительских чемпионатов, где катаются пилоты гораздо более опытные, чем я. Очень надеюсь в скором времени оказаться с ними на равных, или хотя бы приблизится к тому уровню.
Что можешь пожелать новичкам?
- Новичкам в картинге, да и в автоспорте в принципе, пожелаю крепких нервов, достойных соперников и красивых побед. Не бойтесь жить полной жизнью, пробуйте всё новое, экспериментируйте, и ваши мечты обязательно исполнятся!