автоспорт

Увеличивает ли мощность бензин АИ-98?

АИ-98

Бензин АИ-98  - позволит ли выжать больше "лошадок" из двигателя? Проверка и тестирование: измеряем мощность и крутящий момент сначала на 95-м, а затем на 98-м…

На 98-м лучше?
 
Октановое число характеризует детонационную стойкость топлива. Чем она выше, тем больший угол опережения зажигания можно выставить без риска детонации - неконтролируемого взрывного сгорания топливовоздушной смеси при увеличении давления и температуры в камере сгорания. А это позволяет добиться от двигателя большей отдачи и эластичности в работе. 
 
- Американцы, работающие с muscle cars (Ford Mustang, Dodge Charger), утверждают, что на таких автомобилях один "отыгранный" градус дает прибавку в мощности в среднем на 5 лошадиных сил, - рассказывает технический тренер "Атлант-М Боровая" Александр Добрицкий, помогающий нам в качестве консультанта. 
 
В качестве примера Александр приводит настройку Ford Mustang с двигателем 4.6 V8: если на 95-м бензине удается выставить угол в районе 27 градусов, то на 98-м (как раз белорусском) - уже 30,5! Впрочем, об этом чуть попозже…
 
Итак, мы ожидаем, что при использовании высокооктанового топлива двигатель будет работать мягче и развивать большую мощность. Но при условии, что он рассчитан на такое топливо. 
 
- Ориентируясь на датчик детонации, электронный блок управления будет выставлять раннее зажигание, но в любом случае система ограничена рамками топливных карт, - замечает Александр. - А если они прописаны именно под 95-й бензин, то использование 98-го прибавки не даст, поскольку предельные углы строго ограничены и не будут превышаться. 
 
Другое дело, если двигатель изначально рассчитан на использование высокооктанового бензина. Например, это мотор с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, изменяемыми фазами газораспределения, а сама система может гибко адаптироваться под топливо. Производитель предупреждает, что заявленные характеристики получены на 98-м бензине, а использование 95-го допускается, но в этом случае возможна потеря мощности, причем не сказано насколько. Вот в этом случае разница между 95-м и 98-м должна быть. 
 
Проверим!
 
Итак, суть эксперимента. Берем несколько автомобилей с конструктивно разными моторами и замеряем крутящий момент и мощность на инерционном диностенде. Сначала на 95-м бензине, затем на 98-м. Для получения объективной картины делаем несколько замеров, добиваясь повторяемости результатов, измерения проводим при одной и той же температуре окружающего воздуха, в одном и том же режиме работы автомобиля и его систем (режим коробки передач, системы стабилизации, климат-контроля и т.д.). 
 
После первого посещения диностенда по максимуму "выезжаем" 95-й и только затем заправляем 98-й. Топливо для проведения замеров производства ОАО "Мозырский НПЗ" заливаем на автозаправочной станции "А-100" на Боровой. 
 
Важный момент: двигателю требуется некоторое время на адаптацию к новому топливу. Поэтому, прежде чем повторно отправиться на диностенд, проезжаем не менее 150 км в разных режимах. Более того, на Ford Kuga сразу после заправки делаем "сброс" настроек ЭБУ, что позволит ускорить процесс адаптации к новому топливу. 
 
Подтверждаем на практике
 
Первый подопытный - полноприводный кроссовер Ford Kuga с двигателем 1.6 EcoBoost. Здесь вам и непосредственный впрыск, и фазовращатели, и турбонаддув, соответственно и любовь к качественному высокооктановому топливу. Заявленные характеристики: 182 л.с. при 5700 об/мин и 240 Нм при 1600-4000 об/мин, причем в режиме овербуста двигатель кратковременно может развивать до 270 Нм крутящего момента.
 
Проверим?
 
На деле снять показатели оказывается непросто: приходится отключить систему стабилизации, да еще и автоматическая трансмиссия упорно переключается вверх даже в ручном режиме, так что двигатель не удается раскрутить до максимальных оборотов на выбранной 4-й передаче. 
 
Отсюда и измеренная мощность - всего 161,6 л.с. при 5051 об/мин. Но рассчетно при 5700 об/мин двигатель должен развить как раз 182 л.с. А вот с крутящим моментом все в порядке: на графике хорошо видна полка в районе 240 Нм, а пик в самом начале - это 261,3 Нм при овербусте. Ну а главное - эффект от использования 98-го бензина налицо: 163,9 л.с. и 269,5 Нм максимальной тяги (хотя в остальном диапазоне оборотов - порядка тех же 240 Нм). Конечно, прирост небольшой, но он однозначно есть. 
 
Фокус с прошивкой
 
С Ford Focus сравнение графиков оказалось не в пользу 98-го бензина. Судите сами: мощность ниже на 0,2 л.с. (142,7 против 142,9 л.с.), крутящий момент "припал" на 3,4 Нм (188,2 Нм против 191,6). И это только если сравнивать максимальные значения. А на графике видно, что практически во всем диапазоне оборотов тяга ниже. Еще, по словам владельца, расход вырос примерно на 0,6 л/100 км… Что скажет эксперт?  
 
- Могу предположить, что все дело в прошивке, которая сделана под 95-й бензин с жестко прописанными углами опережения зажигания. Более высокооктановый 98-й горит медленнее, в установленные углы "не попадает" - вот мощность и снижается. По этой же причине увеличивается расход топлива, - выдвигает версию Александр Добрицкий. 
 
Дело в том, что "наш" Focus имеет чип-тюнинг: в блок управления двигателем вместо стандартной "залита" прошивка S-Line со смещенной до 7250 об/мин отсечкой. В итоге 2,0-литровый Duratec должен развивать 155 л.с. против 145 л.с. На диностенде цифры будут ниже. Ну а главное - в данном случае использование не предусмотренного прошивкой топлива приводит к худшему результату, даже несмотря на более высокое октановое число! 
 
К слову, на мощностные характеристики порой могут влиять самые неожиданные вещи. Вот, скажем, какая связь между опорой двигателя, датчиком детонации и мощностью? Как оказалось, самая непосредственная!
 
- Один простой пример. На Ford Focus ST идет тюнинговая деталь - задняя опора двигателя, которая не позволяет агрегату "играть" на подушках при резком старте/торможении. Как только ставят эту жесткую опору, шумы от вибрации ДВС регистрируются датчиком детонации, на основании получаемых сигналов ЭБУ начинает сдвигать углы зажигания на более безопасные значения, из-за чего мощность теряется, - рассказывает реальный случай наш эксперт.
 
Индивидуальная прошивка решает
 
Хотите получить от высокооктанового бензина максимальную отдачу? Сделайте индивидуальную прошивку под автомобиль и топливо. В качестве примера приведем уже упоминавшийся Ford Mustang, для которого прописаны индивидуальные прошивки как под 95-й, так и под 98-й бензин. Они сделаны чешскими специалистами с использованием записанных логов - измерений целого ряда параметров двигателя при движении автомобиля в определенных режимах, на основании чего корректировалась прошивка мотора под топливо с конкретным октановым числом.
 
Как видно на графике, на 98-м бензине двигатель развивает 336,3 л.с. против 326,4 на 95-м, а максимальный крутящий момент составляет 481 и 464 Нм соответственно. Как говорится, комментарии излишни.
 
Еще один немаловажный нюанс, о котором знают далеко не все: отдача двигателя при индивидуальной прошивке зависит не только от октанового числа, но и от характеристик самого топлива!
 
- У каждого бензина свои характеристики, - отмечает Добрицкий. - Из технологии производства проистекает стехиометрическое число - соотношение массовых долей воздуха и топлива в топливовоздушной смеси. Есть идеальное 14,7 к 1, а есть то, которое измерено в реальных условиях. Если подключить широкополосный датчик для измерения состава топливовоздушной смеси (широкополосный лямбда-зонд), то можно увидеть разные цифры: и 14,7:1, и 14,8:1, и 15,3:1… 
 
- Те машины, что изначально были настроены на импортируемый 98-й, на белорусском бензине теряли в мощности примерно 5 процентов. Это связано с тем, что на нашем бензине смесь получается более богатая. И это можно считать плюсом. Было бы хуже, если бы было наоборот и мотор работал бы в более напряженных температурных режимах. Это просто другие характеристики топлива. Отрегулировав смесь к тем показателям, которые должны быть, вновь выходишь на требуемые параметры. Так что, если речь идет про режим максимальной отдачи и используется нестандартная программа, а топливные карты шьются под конкретный мотор, работающий на конкретном топливе, потребуется перепрошивка, - говорит директор компании "Автотерапия" Андрей Батечко, предоставивший свой диностенд для наших испытаний.
 
Вердикт
 
Если двигатель вашего автомобиля изначально рассчитан именно на 95-й или 92-й бензин или используется специальная (индивидуальная) прошивка в расчете на такое топливо, использование 98-го бензина вряд ли будет целесообразным. 
 
Другое дело, если у вас современный форсированный двигатель, а в руководстве по эксплуатации черным по белому написано, что автомобиль рассчитан на 98-й бензин, а использование 95-го допускается в исключительных случаях, - вот тогда вы точно почувствуете разницу!
 
Тем более значительным будет эффект, если используется индивидуальная прошивка: высокооктановый бензин позволит получить более высокие характеристики максимального крутящего момента и мощности и обеспечит лучшую эластичность в работе. Но в этом случае, чтобы достичь наибольшей отдачи, "шиться" нужно под конкретную марку топлива. 
 
Комментарий АЗС
 
Стоит иметь в виду, что поставляемый на автозаправочные станции "А-100" бензин АИ-98, как и любой другой сорт топлива, должен пройти все необходимые лабораторные исследования и получить паспорта качества, чтобы на выходе из раздаточного крана в бак автомобиля попадало действительно качественное топливо. После проведения эксперимента можно смело доверять в этом плане топливу, реализуемому в сети АЗС "А-100". 
 
"Мы следим за сохранностью качества горючего на каждом этапе его транспортировки до конечного потребителя. Специальное оборудование средств транспортирования горючего проходит необходимое техническое обслуживание, направленное на недопущение изменения качества топлива при его доставке. Автомобильные цистерны на путь следования от собственного склада нефтепродуктов до АЗС подлежат обязательной пломбировке. По прибытии на АЗС перед сливом в резервуары пломбы проверяются, с каждой автоцистерны отбираются арбитражные пробы, которые хранятся до полной реализации поступившей партии топлива. Далее нефтепродукты сливаются в отдельные заглубленные резервуары АЗС с использованием технологического оборудования, имеющего фильтры очистки, обслуживаемые в соответствии с регламентом. Также на АЗС установлено специальное оборудование, которое позволяет следить за количеством и качеством топлива в резервуарах в режиме реального времени. Ежедневно ведется мониторинг хранящихся для реализации нефтепродуктов на наличие воды и механических примесей. Согласно утвержденным графикам резервуарный парк подвергается плановым зачисткам и проверкам в соответствии с требованиями руководящих документов", - говорит ведущий специалист контрольно-ревизионной службы ГК "А-100 АЗС" Андрей Можейко.

Источник: ABW.BY (Иван Кришкевич)


13 Июль, 2015 13:23 / Просмотров: 12578 / Печать

В этом разделе:

Ночь, зима, слабоосвещённые просёлочные дороги, бездорожье... Водители часто оказываются в трудных условиях. С лампами RacingVision вы получите ...
17 декабря 2016 г. в клубе "MADISON" (г. Минск, ул. Тимирязева, 9) состоится торжественное награждение победителей и призеров многоэт...
автоспорт 18 Ноябрь, 2016
Семинар для судей
Приглашаем судей на семинар "Действия судей в аварийных ситуациях во время проведения соревнований по автоспорту".  ...
Благодаря мощному световому лучу водители смогут видеть дальше. За счет особой конструкции горелки мощность светового потока возрастает, что пов...
Русских Вячеслав Сергеевич, мастер спорта СССР, тренер, судья по автоспорту, член БАФ, нуждается в проведении второй операции по замене тазобе...

Добавить комментарий

Количество времен года (сезонов), прописью?

 

Последние комментарии:

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Балабол: Спасибо! А больше новостей нет?

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Doizer: Дакар типа прошёл, и Василевский на шестом! месте если кому интересен беларусский...

autosport.by   Новый крытый картинг в ТВЦ «Европа»
григорий: забейте на отзывы из всех картов там больше всего понравилось...карта...

autosport.by   Ралли "Лесные Озера 2016" ОТМЕНА
Рекуррент: чем меньше будет участников, тем чаще будут отменятся гонки :(

autosport.by   Итоги Ралли-спринта "Витебск 2016"
Doizer: Спасибо тебе Алиса за фото!


1

Объявления о продаже

autosport.by