автоспорт

Сбой

WEC

Все должно было закончиться по-другому! В этом году победа в восемьдесят второй по счету гонке 24 часа Ле Мана должна была увенчаться триумфом Тойоты, так удачно – двумя победами – начавшей сезон чемпионата мира по гонкам на выносливость. Но удача оказалась на стороне Audi. Причем не случайно.

Хотя начиналась ле мановская неделя для подопечных доктора Вольфганга Ульриха тяжело. В среду по ходу свободных заездов в жуткую аварию угодил Лойк Дюваль, деливший кокпит прототипа Audi R18 e-tron quattro с единичкой на бортах с Томом Кристенсеном и Лукасом ди Грасси. Француз был обследован в медицинском центре, но, хотя и отделался легкими ушибами, до гонки от греха подальше допущен не был.

В спешном порядке ему на смену пришел Марк Жене, который, конечно, знаком с прототипом из Ингольштадта, но вкатиться в трассу все равно еще только предстояло. Да и сам прототип пришлось фактически строить заново вокруг привезенного на кольцо в Сарте запасного шасси.

Дальше – больше. По ходу уже боевых кругов, то есть в трех квалификационных сессиях, вновь выявилось, что Audi R18 e-tron quattro медленнее и Toyota TS 040 - Hybrid, и Porsche 919 Hybrid. Экипажи Тойоты и Порше сменяли друг друга на верхней строчке протокола, но окончательно там обосновались тойтовцы Алекс Вурц, Стефан Сарразин и Казуки Накадзима (экипаж №7).

Частые остановки сессий красными флагами (скорости в этом году выросли, что повлекло за собой и повышенную аварийность) не помешали им, а именно – японцу, преодолеть более чем 13-километровую трассу суточного марафона за 3.21,789. Что, кстати, ненамного быстрее прошлогодних 3.22,349. Именно с этим временем год назад и был экипажем Тома Кристенсена, Алана МакНиша и досрочно завершившего выступление на Ле Мане в этот раз Лойка Дюваля завоеван поул.

Всего на 0,357 секунды медленнее оказались Ромен Дюма, Нил Джани и Марк Либ на Porsche 919 Hybrid, выступающие под четырнадцатым стартовым номером. В таком же порядке представители японского и немецкого коллективов расположились и на втором ряду стартового поля – Энтони Дэвидсон, Николя Лапиер и Себастьен Буэми (экипаж №8) оказались быстрее Тимо Бернхарда, Марка Уэббера и Брендона Хартли (экипаж №20).

И лишь на позициях с пятой по седьмую расположились представители Audi – соответственно, Филипе Альбукерке, Марко Бонаноми и Оливер Джервис (экипаж №3), Марсель Фасслер, Андре Лоттерер и Бенуа Трелуйе (экипаж №2) и начавшие Ле Ман 2014 года за упокой Ди Грасси, Жене и Кристенсен. На тот момент каждый из них мог утешать себя лишь тем, что 24-часовой марафон со старта не выигрывается.

После двух подряд триумфов в своей категории LM P2 уже в квалификации потерпели поражение представители российской команды G-Drive Racing Роман Русинов, Оливье Пла и Жюльен Каналь (экипаж №26). Morgan - Nissan франко-русского трио доставил его всего лишь на четвертую стартовую позицию в категории. А поул (и десятая позиция в абсолютном зачете) здесь достался представителям Thiriet By TDS Racing Пьеру Тирие, Людовику Бадею и Тристану Гомменди, выступающим под стартовым номером 46 на прототипе Ligier JS P2 - Nissan.

Если прототипы на стартовой решетке расположились в соответствии с субординацией (все LM P1 впереди всех LM P2), то в кузовной категории LM GTE все не столь однозначно. В ее профессиональной и любительской (в обоих случаях, конечно, условно) подкатегориях Pro и Am обладатели поула расположились вслед друг за другом – на двадцать восьмой и двадцать девятой позициях абсолюта соответственно.

Но и в том, и в другом случае отличились экипажи на Ferrari 458 Italia команды AF Corse. Быстрее остальных «профессионалов» оказались обладатели пятьдесят первого стартового номера – Джанмария Бруни, Тони Виландер и Джанкарло Физикелла, а остальных «любителей» в квалификации опередили Стивен Уиатт, Мишеле Руголо и Сэм Бёрд, выступающие под номером 81.

Непосредственно перед ними обоими – на двадцать седьмой стартовой позиции абсолютного зачета – расположился нулевой экипаж, обитатели гаража №56. Занимают его по традиции команды, выставляющие на старт экспериментальную технику, не соответствующую требованиям ни одной из категорий WEC.

В этот раз таковым стал коллектив Nissan. Помните дебютировавший пару лет назад экстравагантный спайдер Delta Wing? К нынешнему Ле Ману он сменил и тип кузова, превратившись в купе, и имя – на Nissan ZEOD RC. В имени и суть: ZEOD расшифровывается как zero emissions on demand – нулевой выхлоп по требованию. Гибридный спортпрототип оснащен парой электромоторов суммарной мощностью 110 кВт (около 150 л.с.) и 1,5-литровым трехцилиндровым бензиновым мотором с турбиной, который при собственной массе в 40 кг выдает мощность в 400 «лошадей».

Увы, все, что его экипажу в составе Лукаса Ордонеза, Вольфганга Рипа и Сатоси Мотоямы удалось – это по ходу разминки перед стартом гонки преодолеть целый круг (а это, напомню, 13 629 метров) на одной лишь электротяге, развив при этом максимальную скорость более 300 км/ч. А уже вскоре после отмашки французским флагом, которой традиционно начинается знаменитый автомарафон и которую в этот раз дал двукратный чемпион Формулы-1 Фернандо Алонсо, на Nissan ZEOD RC возникли проблемы с коробкой передач, не позволившие ему продолжить гонку.

Nissan попытается отыграться в следующем году, но уже в главной категории – LM P1. Как, впрочем, и Lotus, представивший на кольце в Сарте свой новейший прототип P1/01. Правда, Кристиан Альберс, Кристоф Бушю и Пьер Каффер выведут его на трассу в американском Остине, где пройдет следующий этап WEC. Оставшиеся в этом году гонки чемпионаиа для британской конюшни наверняка станут пристрелочными. А главный «выстрел» она собирается произвести, судя по всему, уже в следующем сезоне.

А что же нынешние участники суточной гонки? В первую очередь – ее топового класса. Тут поначалу все складывалось в пользу Тойоты – Вурц, Сарразин и Накадзима лидировали, изредка после пит-стопов пропуская вперед Дюма, Джани и Либа, в то время как Бернхард, Уэббер и Хартли оказались позади всех трех экипажей Audi. Но количество последних через полтора часа после старта сократилось до двух.

Приблизительно в 16:25 по местному времени, когда лидеры совершали двадцать четвертый круг, начался сильный дождь, ставший косвенной причиной инцидента, произошедшего на прямой Mulsanne. При обгоне на очередной круг Ferrari 458 Italia упомянутых выше Уиатта, Руголо и Бёрда между собой столкнулись «тройка» Ауди и «восьмерка» Тойоты, за рулем которых в тот момент находились, соответственно, Марко Бонаноми и Николя Лапиер.

После этого прототипы еще и ударились о барьеры безопасности в шикане MP35. В результате аварии пилоты не пострадали, но именно после этого Audi R18 e-tron quattro Бонаноми, Альбукерке и Джервиса потерял способность передвигаться, из-за чего экипаж сошел с дистанции (как и злополучная Ferrari 458 Italia, которой в критический момент управлял Сэм Бёрд), а Лапиер все же смог довести свою Toyota TS040 - Hybrid до боксов, но ремонт занял полчаса и речи о споре за победу для него с Дэвидсоном и Буэми уже не шло.

Рестарт же был дан в 17:13 по местному времени, когда маршалы справились с ликвидацией последствий вылета немецкого и японского прототипов. Ситуация в категории LM P1 после этого долгое время оставалась стабильной. Пока в пять часов утра гром не грянул над лидировавшей «семеркой» Тойоты.

Из-за проблем с электрикой Казуки Накадзиме пришлось припарковать прототип Toyota TS040 - Hybrid в повороте Arnage. Все было написано на лицах и Стефана Сарразина с Алексом Вурцем, и механиков команды, и ее главы Хью де Шонака: верная, казалось бы, победа, ускользнула на четырнадцатом часе гонки.

Лидерство после схода седьмого экипажа перешло к экипажу Лоттерера, Фасслера и Трелуйе. Однако едва часы пробили семь, Марселю, находившемуся в тот момент за рулем Audi R18 e-tron quattro, пришлось свернуть в боксы – электроника подала тревожный сигнал о проблемах с двигателем. Несколько минут прототип простоял в боксе. За это время вперед вышел и первый экипаж Audi – ди Грасси, Дюваль и Кристенсен, и конкуренты-соседи по концерну Volkswagen, его штутгартскому отделению – Уэббер, как раз в тот момент пилотировавший Porsche 919 Hybrid, Хартли и Бернхард.

Однако всего через шесть минут после того, как часы показали одиннадцать утра, то есть менее чем за четыре часа до финиша, когда ближайший преследователь – все тот же двадцатый экипаж Porsche – уступал уже почти два круга, техника подвела и прошлогодних победителей 24 часов Ле Мана. Тому Кристенсену удалось привести Audi R18 e-tron quattro в боксы, но пока механики честно и самоотверженно выполняли свою работу – меняли отказавшую турбину, экипаж №1 откатился на третью позицию.

Экипажу Марка Уэббера, Тимо Бернхарда и Брендона Хартли оставалось лишь доехать до своей победы на первом же Ле Мане после возвращения Porsche в гонки на выносливость. Вот только в суточном марафоне ключевое слово – доехать. На улице Porsche музыка играла недолго. Всего часа за полтора до финиша, на триста сорок шестом круге, когда за рулем находился австралийский экс-пилот Формулы-1, двигатель лидировавшего прототипа неожиданно потерял мощность.

Клетчатого флага двадцатый экипаж так и не увидел. Не смогли отыграться и их партнеры по команде Ромен Дюма, Нил Джани и Марк Либ. По ходу гонки на их Porsche 919 Hybrid возникли проблемы с коробкой передач, не позволив им подняться выше одиннадцатой позиции.

Победа, таким образом, в третий раз ушла к Андре Лоттереру, Бенуа Трелуйе и Марселю Фасслеру. Победа выстраданная, но, пожалуй, оттого еще более сладостная. И, вне всякого сомнения, честно заработанная. Их коллеги по команде Лукас ди Грасси, Марк Жене и Том Кристенсен заняли в итоге второе место, отстав от победителей на три круга. А третьими финишировали, довольно неожиданно, утратившие было шансы даже на подиум Энтони Дэвидсон, Николя Лапиер и Себастьен Буэми. Экипажу-победителю они уступили пять кругов.

Кстати, если бы не технические проблемы и периодически вводившиеся на отдельных участках трассы режимы медленных зон (это нововведение в правилах позволяет ликвидировать последствия инцидентов, в большинстве случаев обходясь без выпуска на трассу автомобиля безопасности), то наверняка не устоял бы рекорд по пройденным за сутки кругам. В настоящее время он составляет 397 кругов. Победившее же швейцарско-немецко-французское трио не дотянуло до этого совсем немного. Фасслер, Лоттерер и Трелуйе преодолели 379 кругов. А это целых 5 165 км с хвостиком в 391 м.

В категории LM P2 шла более плотная борьба за победу. Лидер здесь сменялся неоднократно. Долгое время в этом ранге пребывал экипажу №35 команды Oak Racing в составе Алекса Брандла, Яна Марденборо и Марка Шульжицкого. Но через десять часов после старта на их прототипе Ligier JS P2 - HPD возникли неполадки двигателя Honda.

Из-за этого экипаж финишировал лишь на пятом месте в своей категории и девятом в абсолютном зачете. А победил экипаж, выступающий под тридцать восьмым номером на прототипе Zytek Z11SN - Nissan команды Jota Sport – Саймон Долан, Гарри Тинкнелл и Оливер Терви. Причем проблемы фаворитов старшей категории LM P1 выдвинули их на пятое место в абсолютном зачете.

Второе место в LM P2 и шестое в абсолюте заняли начинавшие гонку с поула Пьер Тирие, Людовик Бадей и Тристан Гомменди, а на третьей позиции суточный марафон в младшем классе прототипов (на седьмом месте абсолюта) завершили представители команды Signatech Alpine Пол-Люп Шатен, Нельсон Панчьятичи и Оливер Уэбб, выступавшие под номером 36 на прототипе Alpine A450b - Nissan.

В «профессиональной» категории LM GTE Pro спор за победу не был столь напряженным. В первой части гонки лидерство экипажа Бруни, Виландера и Физикеллы попытались оспорить Ян Магнуссен, Антонио Гарсия и Джордан Тейлор, выступающие под номером 73 на Chevrolet Corvette C7.R команды Corvette Racing, а во второй – представители Aston Martin Racing Даррен Тернер, Штефан Мюкке и Бруно Сенна (экипаж №97).

Но последнему на девятнадцатом часу гонки пришлось совершить внеплановый визит в боксы – возникли проблемы с усилителем рулевого управления Aston Martin Vantage V8. Вперед вышли не только Магнуссен, Гарсия и Тейлор, но и экипаж под стартовым номером 92 на Porsche 911 RSR – Марко Хольцер, Фредерик Маковецки и Рихард Литц, выступающие за команду Porsche Team Manthey, занявшие в своей категории второе и третье места соответственно (шестнадцатое и семнадцатое в абсолюте). Победа же (и пятнадцатое место в абсолютном зачете) досталась Джанмарии Бруни, Тони Виландеру и Джанкарло Физикелле.

Провалившись в «профессиональной», команда Aston Martin Racing отыгралась в «любительской» категории LM GTE Am. Здесь победу одержал (финишировав на девятнадцатом месте абсолюта) ее экипаж в составе выступающих под номером 95 Кристиана Поульсена, Дэвида Хайнемайера-Ханссона и Ники Тиима. Хотя им пришлось побороться с собственными партнерами по команде – Полом Далла-Ланой, Педро Лами и Кристофером Нигаардом, выступающими под номером 98.

Те поначалу лидировали, контролируя отрыв от экипажей №53 команды Ram Racing и №77 команды Dempsey Racing - Proton, в составе, соответственно, Джонни Моулема, Марка Паттерсона и Арчи Хэмилтона (Ferrari 458 Italia) и Патрика Демпси, Джоя Фостера и Патрика Лонга (Porsche 911 RSR). Какое-то время на место в тройке лидеров претендовали и Андреа Бертолини, Виктор Шайтар и Алексей Басов, выступающие за команду SMP Racing на Ferrari 458 Italia под номером 72.

Однако ко второй половине гонки у лидеров категории LM GTE Am возникли какие-то проблемы, из-за которых они откатились назад. А лидерство захватили как раз Поульсен, Хайнемайер-Ханссон и Тиим. Все оставшееся время они без особого труда удерживали позади себя занявших второе место (двадцать первое в абсолютном зачете) Кристиана Рида, Клауса Бахлера и Халеда Аль-Кубаиси на Porsche 911 RSR команды Proton Competition (экипаж №88) и Луиса Переса-Компанка, Марко Чиочи и Мирко Вентури, выступающих за команду AF Corse на Ferrari 458 Italia и занявших третье место в своем классе и двадцать второе в абсолюте.

Третий этап серии World Endurance Championship стал историей, причем историей весьма непредсказуемой и оттого занимательной. А если учесть еще и то, что по итогам 24 часов Ле Мана очки начисляются в двойном размере…

Но лидерами личного зачета в категории прототипов остались Дэвидсон, Лапиер и Буэми, у которых 80 очков. Зато победители суточного марафона Лоттерер, Трелуйе и Фасслер разом набрали 60 очков и взлетели на второе место в чемпионате. Двюаль, не приняв участие в минувшей гонке, вылетел из трио с ди Грасси и Кристенсеном, которые, имея 54 очка, сохранили третью позицию. Присоединившийся к ним Жене набрал 36 очков и расположился на пятом месте, а Вурц, Накадзима и Сарразин откатились со второго на шестое. У каждого из них 36 очков.

Toyota со 115 очками осталась лидером зачета производителей категории LM P1, однако Audi поднялась на второе место и уступает японскому конкуренту всего одно очко. В Porsche пополнили свой очковый счет до 60, но опустились на третье место.

Бруни и Виландер остались лидерами личного зачета в категории LM GTE, где они имеют 90 очков. Физикелла, присоединившийся к ним в Ле Мане, набрал 51 очко и расположился на четвертой позиции. У поднявшихся на второе место Маковецки и Хольцера 63 очка, а разделивший с ними кокпит также только на этапе в Сарте Литц заработал 61 очко и поднялся разом на третье место. Йорг Бергмайстер и Патрик Пиле на третьем этапе заработали всего одно очко, коих у них теперь в общей сложности 37, и опустились на шестую позицию.

В зачете производителей категории LM GTE марка Ferrari сохранила лидерство и слегка оторвалась от оставшейся на второй позиции Porsche – у итальянского и немецкого производителей, соответственно, 135 очков и 123. Aston Martin увеличил свой очковый запас до 85 и остался на третьем месте.

В Ле Мане возобновились разговоры о том, что 24-часовому марафону как имеющему особый статус в календаре неплохо бы венчать собой сезон чемпионата мира по гонкам на выносливость. Но на позднюю осень, понятное дело, его никто переносить не собирается. Просто сезон будет начинаться в сентябре, а заканчиваться, соответственно, в июне. Конечно, нынешний чемпионат закончиться так, как и было запланировано. А вот следующий может начаться в 2015 году, а завершиться уже в 2016-м.

Но пока следом за 24 часами Ле Мана участники WEC получают возможность отдохнуть больше трех месяцев перед следующим этапом. Он станет четвертым по счету и состоится, как было сказано выше, в Остине, штат Техас, США, на автодроме Америк 20 сентября.

 

WEC, третий этап, 24 часа Ле Мана, гонка, 379 кругов

Поз.

Экипаж (категория)

Автомобиль

Результат

1

Фасслер/Лоттерер/Трелуйе (LM P1)

Audi R18 e-tron quattro

24:01.59,830

2

ди Грасси/Жене/Кристенсен (LM P1)

Audi R18 e-tron quattro

+ 3 круга

3

Дэвидсон/Лапиер/Буэми (LM P1)

Toyota TS040 - Hybrid

+ 5 кругов  

4

Прост/Хайдфельд/Беш (LM P1)

Rebellion R-One - Toyota

+ 19 кругов

5

Долан/Тинкнелл/Терви (LM P2)

Zytek Z11SN - Nissan

+ 23 круга

6

Тирие/Бадей/Гомменди (LM P2)

Ligier JS P2 - Nissan

+ 24 круга

7

Шатен/Панчьятичи/Уэбб (LM P2)

Alpine A450b - Nissan

+ 24 круга

8

Раст/Шаруз/Капиллар (LM P2)

Oreca 03R - Nissan

+ 25 кругов

9

Бранндл/Марденборо/Шульжицкий (LM P2)

Ligier - Nissan

+ 25 кругов

10

Клин/Хирш/Брандела (LM P2)

Morgan - Judd

+ 27 кругов

15

Бруни/Виландер/Физикелла (LM GTE Pro)

Ferrari F458 Italia

+ 40 кругов

19

Поульсен/Хайнемайер-Ханссон/Тиим (LM GTE Am)

Aston Martin Vantage V8

+ 45 кругов

 

Положение в чемпионате после третьего этапа 

Личный зачет категории прототипов

Поз.

Экипаж (гонщик)

Очки

1

Энтони Дэвидсон/Николя Лапиер/Себастьен Буэми

80

2

Андре Лоттерер/Бенуа Трелуйе/Марсель Фасслер

60

3

Лукас ди Грасси/Том Кристенсен

54

4

Матиас Беш/ Ник Хайдфельд/Николя Прост

42

5

Марк Жене

36

6

Алекс Вурц/Казуки Накадзима/Стефан Сарразин

35

7

Марк Либ/Нил Джани/Ромен Дюма

33

8

Сергей Злобин

22,5

9

Антон Ладыгин

17

10

Мика Сало

16

11

Брендон Хартли/Марк Уэббер/Тимо Бернхард

15,5

12

Жюльен Каналь/Оливье Пла/Роман Русинов  

14

13

Мэтью Хоусон/Ричард Брэдли

10

14

Филипе Альбукерке/Марко Бонаноми

8

15

Маурицио Медиани/Николя Минассян

6,5

16

Александре Императори

2

17

Кирилл Ладыгин

1

18

Виктор Шайтар

1

19

Андреа Беличчи/Доминик Крайхамер/Фабио Леймер

0

20

Оливер Джервис

0

Зачет производителей категории LM P1

Поз.

Производитель 

Очки

1

Toyota

115

2

Audi

114 

3

Porsche

60

Личный зачет категории LM GTE

Поз.

Экипаж (гонщик)

Очки

1

Джанмария Бруни/Тони Виландер

90

2

Фредерик Маковецки/Марко Хольцер

63

3

Рихард Литц

61

4

Джанкарло Физикелла

51

5

Кристиан Поульсен Рихард Литц

40

6

Йорг Бергмайстер/Патрик Пиле

37

7

Ники Тиим

34

8

Дэвид Хайнемайер-Хансон

30

9

Даррен Тернер/Штефан Мюкке

29

10

Луис Перес-Компанк/Марко Чиочи/Мирко Вентури  

28,5

11

Кристиан Рид/Халед Аль-Кубаиси/Клаус Бахлер

25,5

12

Давиде Ригон

25

13

Ник Тенди

19

14

Кристофер Нигаард/Пол Далла-Лана/Педро Лами

18

15

Джанлука Рода/Паоло Руберти

16,5 

16

Франк Монтекалво

16

17

Бруно Сенна

14

18

Джонни Моулем/Марк Паттерсон

8,5

19

Альваро Паренте/Мэтт Гриффин

8

20

Арчи Хэмилтон

8

21

Купер/МакНейл/Йерун Блекемолен

4

22

Мишеле Руголо/Стивен Уиатт

1,5

23

Сэм Бёрд

1

24

Ховард Бланк/Жан-Марк Башелье/Янник Маллеголь

1

25

Эммануэль Коллар/Франсуа Перродо

0,5

26

Лоренцо Касе/Петер Манн/Раффаэле Джиаммария

0,5

27

Маркус Палттала

0

28

Федерико Лео

0

29

Оливье Беретта

0

Зачет производителей категории LM GTE

Поз.

Производитель

Очки

3

Ferrari

135

4

Porsche

123

5

Aston Martin

85

24 часа Ле Мана 2014
24 часа Ле Мана 2014
24 часа Ле Мана 2014
24 часа Ле Мана 2014
24 часа Ле Мана 2014
24 часа Ле Мана 2014
24 часа Ле Мана 2014

Евгений СУХОВЕРХ, фото: www.fiawec.com и www.lemans.org


19 Июнь, 2014 12:21 / Просмотров: 1701 / Печать

В этом разделе:

Ночь, зима, слабоосвещённые просёлочные дороги, бездорожье... Водители часто оказываются в трудных условиях. С лампами RacingVision вы получите ...
17 декабря 2016 г. в клубе "MADISON" (г. Минск, ул. Тимирязева, 9) состоится торжественное награждение победителей и призеров многоэт...
автоспорт 18 Ноябрь, 2016
Семинар для судей
Приглашаем судей на семинар "Действия судей в аварийных ситуациях во время проведения соревнований по автоспорту".  ...
Благодаря мощному световому лучу водители смогут видеть дальше. За счет особой конструкции горелки мощность светового потока возрастает, что пов...
Русских Вячеслав Сергеевич, мастер спорта СССР, тренер, судья по автоспорту, член БАФ, нуждается в проведении второй операции по замене тазобе...

Добавить комментарий

Напишите autosport русскими буквами

 

Последние комментарии:

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Балабол: Спасибо! А больше новостей нет?

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Doizer: Дакар типа прошёл, и Василевский на шестом! месте если кому интересен беларусский...

autosport.by   Новый крытый картинг в ТВЦ «Европа»
григорий: забейте на отзывы из всех картов там больше всего понравилось...карта...

autosport.by   Ралли "Лесные Озера 2016" ОТМЕНА
Рекуррент: чем меньше будет участников, тем чаще будут отменятся гонки :(

autosport.by   Итоги Ралли-спринта "Витебск 2016"
Doizer: Спасибо тебе Алиса за фото!


1

Объявления о продаже

autosport.by