автоспорт

Андрей Рудницкий: "Беларусь пока не болеет автоспортом. Слишком дорого"

Андрей Рудницкий

В январе стартуют автомобильные соревнования мирового уровня – «Дакар». Менеджер команды X-Raid, автогонщик Андрей Рудницкий едет на них девятый раз, второй в боевом зачете. Автомобиль – Oscar, команда – национальный автоклуб Литвы. А как же Беларусь?

«Ежедневник» поинтересовался у Рудницкого, почему наши спортсмены так редко выступают на соревнованиях международного класса, кому нужны гонки и сколько стоит победа.
 
– Начинаю историю белорусского гонщика: получив права в 18 лет, вы сели за руль BMW, надавили на газ и…
 
– Когда мне было 18 лет, таких автомобилей, как BMW, в БССР не было. Права получил позже, а первым автомобилем стали «Жигули» 11-й модели, купленные вскладчину с товарищем. Машину пригнали из Эстонии с такими дырами в кузове, что вода из-под колеса попадала в салон.
 
Автоспортом болел с детства, но попасть в секцию картинга было сложно. Занялся каратэ, добившись титула мастера спорта. В 1996 году меня познакомили с белорусским спортсменом Вадимом Овсянкиным, и я поехал механиком на «Славянский кубок».
 
– Как приходят в автомобильный спорт в Беларуси сегодня?
 
– Раньше главным требованием был бензин в крови, сегодня – финансовые возможности. Нынешние спортсмены – состоятельные люди, хотя есть и такие, кто с детства шел вперед, копил знания, умения и – средства.
 
– На «Дакар» вы едете штурманом на автомобиле Oscar национального литовского клуба, пилот – литовский спортсмен Бенедикт Ванагас. В Беларуси автоспорт непопулярен, и наши гонщики выступают за другие страны?
 
– Белорусских спортсменов мало, и они никому не интересны. Ситуация в России чем-то напоминает нашу: подавляющее количество спортсменов – это бизнесмены, которые развлекаются за свой счет.
 
– Мотоцикл Yamaha французского гонщика Хьюго Пайна на ралли-рейде «Дакар 2012» года украсило изображение порноактрисы Анны Полины. Получив интересный номер 69, пилот-любитель предложил выступить в качестве спонсоров порностудиям и получил 20 тысяч евро от французского порномагната Марка Дорселя. Известно, что всех расходов сумма не покрыла, хотя и помогла Пайну закрыть бюджет марафона. А на какие ухищрения идут белорусские автоспортсмены, чтобы поехать на соревнования?
 
– В Беларуси нет условий для развития автоспорта: растамаживать спортивный автомобиль нужно по обычным правилам, получить регистрацию в ГАИ – а это обязательное условие для участия в соревнованиях – практически невозможно. Спонсировать редкие соревнования не интересно, спортсмены помогают себе сами. Есть деньги – едут на соревнования, нет – становятся зрителями.
 
– Насколько затратен автоспорт?
 
– Круг на гоночном карте на трассе в Боровой длиной около тысячи метров обходится родителям в 1–2,5 доллара в зависимости от класса машины. Комплект резины для этого же карта, которого хватает на одну гонку, – 150 долларов. Себестоимость гоночного километра белорусского ралли для владельца машины – от 15 до 30 долларов. Для автомобилей международного уровня – от 50 до 70 евро. Круг гонки на единственной в Беларуси кольцевой машине Seat Leon, принадлежащей Борису Лукомскому, обойдется долларов в 50. Расход топлива на машине Анатолия Шимаковского в режиме гонки – 60 литров на 100 километров. Это лишь некоторые округленные цифры затрат на такое развлечение, как автоспорт.
 
– Как получить приглашение на участие в гонках?
 
– Для участия в гонке любого уровня – «Дакаре», кубке мира по ралли-рейду, чемпионате России по гоночному кольцу и прочих – нужно обладать определенными документами…
 
– …а также регалиями в автоспорте?
 
– Нет, сегодня регалий не нужно.
 
– Как же так? Ведь не пустят же на «Формулу-1» меня?
 
– Пустят. Для этого вам понадобится около 200 миллионов евро, 3–5 лет подготовки и умение водить машину. Права есть? Значит, поедете.
 
– Автомобиль в эту сумму входит?
 
– Нет. Я назвал стоимость платы за удовольствие. 100 миллионов за то, чтобы вас взяли в команду, когда будет определенный уровень, и еще столько же, чтобы этого уровня добиться. Это навскидку, возможно, стоимость будет немного меньше.
 
– Во сколько обходятся сами соревнования?
 
– Стартовый взнос за легковой автомобиль на «Дакаре» – около 28 тысяч евро, за механика – 8–10 тысяч евро. Стоимость самого бюджетного выезда пустого грузовика техпомощи, который едет по асфальту, с тремя механиками – около 100 тысяч евро. Плюс запчасти. По бюджетному варианту грузовик обслужит до пяти легковых автомобилей. Зато каждый автомобиль команды-лидера Х-Raid, выступающей на Mini и выигравшей два последних «Дакара», обслуживает персональная «техничка», в которой запчастей на 250 тысяч евро.
 
К слову, о деньгах. Поехать на топ-машине Mini, которая может выиграть в этом году «Дакар», дешевле, чем на «Формулу-1». На этот «Дакар» уже не успеете, а в следующем милости простим – за 1,5 миллиона евро. Никакой особой подготовки, только миллион белорусских рублей за гоночную лицензию, медосмотр и школу экстремального вождения Сергея Овчинникова.
 
– А выиграть сколько стоит?
 
– 5 лет подготовки и 15 миллионов евро.
 
– А что, если после публикации этого интервью вам начнут звонить скучающие миллионеры?
 
– Вопросы «сколько будет стоить, я хочу, я поеду» уже слышал – интересующиеся были. Вот только дальше вопросов дело не двинулось!
 
– Оставим в стороне развлечение для богатых. Что, например, участие в «Дакаре» дает МАЗу?
 
– Соревнования – имиджевая реклама. При том, что годовой бюджет команды «Камаз-мастер» составляет миллионы евро, ее победы на «Дакаре» привели к продаже около сотни грузовиков с полноприводной трансмиссией. Немного, зато проект получил общенациональное значение. Сегодня большой подъем наметился в автоспорте Казахстана. Под флагом команды «Астана» выступают и приглашенные иностранные спортсмены с казахскими лицензиями. Все потому, что на каком-то из этапов проект стал интересен государству. Результат – экспансия казахских спортсменов в международном автоспорте, имидж страны.
 
– Экспансия – слово, характеризующее китайский автопром, добравшийся даже до Беларуси. Еще немного – и китайцы начнут побеждать на «Дакаре» и «Формуле-1»?
 
– Не удивлюсь, если в ближайшие годы китайский автомобиль попадет на подиум «Дакара». Они стремятся к этому вот уже лет семь, до 2010 года – на собственных автомобилях, потом купили три BMW компании X-Raid, сделали новый пластиковый обвес в стиле Great Wall Hover и купили гонщика мирового уровня Карлоса Суза из Португалии.
 
– …чтобы принести победу X-Raid?
 
– Они приедут под маркой Great Wall Hover. Автомобили «Дакара» практически одинаковые. Мосты, трансмиссии, комплектующие – это инженерный расчет, реализованный из одних и тех же кубиков. Просто названия разные.
 
– Еще немного, и вы скажете, что соревнуются не спортсмены, а производители?
 
– Не совсем так. Автоспорт – это соревнования за имидж производителей (больших концернов или маленьких команд с поддержкой производителей), но это невозможно без спортсменов, без тех, кто приводит машины к победе.
 
– Вот только почему белорусский спортсмен борется за имидж и приводит машины к победе под литовским флагом?
 
– Так складываются обстоятельства. Почему нашим производителям невыгодно участвовать в соревнованиях? Почему на республиканские гонки не заманить представителя СМИ, а получить репортаж на телевидении практически невозможно? На этапы чемпионата по ралли в Литве и Латвии десятки тысяч зрителей покупают билеты, чтобы на протяжении нескольких десятков минут увидеть машины в чистом поле. Спорт живет потому, что люди болеют им. Жаль, что эта болезнь пока не так сильно распространена в нашей стране.
 
Источник: avto.ej.by

14 Декабрь, 2013 21:03 / Просмотров: 3027 / Печать
Тэги : Интервью

В этом разделе:

Ночь, зима, слабоосвещённые просёлочные дороги, бездорожье... Водители часто оказываются в трудных условиях. С лампами RacingVision вы получите ...
17 декабря 2016 г. в клубе "MADISON" (г. Минск, ул. Тимирязева, 9) состоится торжественное награждение победителей и призеров многоэт...
автоспорт 18 Ноябрь, 2016
Семинар для судей
Приглашаем судей на семинар "Действия судей в аварийных ситуациях во время проведения соревнований по автоспорту".  ...
Благодаря мощному световому лучу водители смогут видеть дальше. За счет особой конструкции горелки мощность светового потока возрастает, что пов...
Русских Вячеслав Сергеевич, мастер спорта СССР, тренер, судья по автоспорту, член БАФ, нуждается в проведении второй операции по замене тазобе...

Последние комментарии : 8

Данила | 14 Декабрь, 2013 21:19


Что можно добавить... нужно искать спонсоров в порнобизнесе )
zhos | 14 Декабрь, 2013 22:33


Да, прав дядя. Без поддержки СМИ, а еще лучше Государства автоспорт не развить,
spbr | 14 Декабрь, 2013 22:56


в Бресте хороший картинговый стадион за немалое количество евро построенный. да, ездят там картингисты, изредка кто-то еще. и всё! на слуху нет ни одного события или соревнования. после того как стадион построили и открыли, о чем раструбили во всех сми, в этих же сми фиг найдешь хоть какую-нибудь информацию, что и когда будет проводится, куда можно сходить посмотреть
Егор | 15 Декабрь, 2013 10:48


Организаторы должны заниматься раскруткой своих мероприятий. Почему вы считаете, что кто-то должен помогать? В нашей Республике множество различных дисциплин, поддерживать все виды чпорта очень затратно, а автоспорт один из самых дорогих!
Трантин | 15 Декабрь, 2013 10:55


Последний абзац - сила и сразу все понятно!
Zhos | 17 Декабрь, 2013 08:57


Я, понимаю, професиональный спорт очень дорогой. Давайте начнем с малого. В детстве, в Дворце пионеров, мы сами строили картинги и баги. Сечас найти донора для изготовления спортивного автомобиля начального уровня, проще. Я не знаю, есть ли у нас где с детьми так работают. Или только - покупай готовый карт, или бери в аренду, плюс амуниция и что там еще. От сюда и дорогой спорт.
Некоторые возразят. Типа нужная омологация, сертификация и другие козни империалистов. Как то раньше обходились. Бздеть много стали.
Данила | 18 Декабрь, 2013 22:06


Мне кажется, что поменялось время. Возросла скорость, потребовалось улучшать безопасность, вот одно за другое и цепляется, а конечно же произошло увеличение стоимости автоспорта!
zhos | 19 Декабрь, 2013 10:44


Я о начальном этапе. Работа с детьми, простые баги, картинги. Нужна массовость. Помню юношей в Дворце пионеров под руководством наставников сами изготавливали багги по чертежам из журнала "Моделист конструктор" с двигателем от мотоцыкла. Были механиками у спортсменов. Может механиками сильно сказано, всякой мелкой работы хватало (шины накачать, протереть, подать, придержать, сбегать и т.д.) Такое общение, в живую, сопричасность к большому спорту очень обогощает, ну и гордость что в победе Сидоровым есть и твоя доля.

Добавить комментарий

Количество времен года (сезонов), прописью?

 

Последние комментарии:

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Балабол: Спасибо! А больше новостей нет?

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Doizer: Дакар типа прошёл, и Василевский на шестом! месте если кому интересен беларусский...

autosport.by   Новый крытый картинг в ТВЦ «Европа»
григорий: забейте на отзывы из всех картов там больше всего понравилось...карта...

autosport.by   Ралли "Лесные Озера 2016" ОТМЕНА
Рекуррент: чем меньше будет участников, тем чаще будут отменятся гонки :(

autosport.by   Итоги Ралли-спринта "Витебск 2016"
Doizer: Спасибо тебе Алиса за фото!


1

Объявления о продаже

autosport.by