автоспорт

О реальных успехах гоночной команды МАЗ 

МАЗ
Это большое счастье автомобилиста, болеть за наших. И я был счастлив: болел за белорусов. Почувствовал ощущение причастности к СОБЫТИЮ: этап “Дакара”, “Шелковый путь”, мировой масштаб. 

Прямая трансляция по всем каналам мира, в гостях на бивуаке – Путин. И, встав в пять утра, трясешься степью на Nissan Patrol. Гордый тем, что можешь за своих, за белорусов переживать. Ведь знаешь: амортизаторы в МАЗе отрываются сразу после старта. Но ребята – едут. Команда не “прикатана”, толковых тестов не было, но наши – едут! Кто за границей не тосковал, тот не поймет, как приятно повстречать своих. И как переживается во время гонки, за Беларусь болея. Едешь, едешь – и вдруг волной накатит. Как там – наши?

Ведь все очень серьезно: в ралли-рейдах люди бьются насмерть, статистика полторы смерти на один этап. И наши едут. Трудности преодолевая, к финишу идут. Итог: 12-е место в “Шелковом пути”, предпоследние в зачете грузовиков. На финише я был счастлив. Но - с грустинкою в глазах.

Техника в быту

Почему столько гордости за победный финиш белорусов?

- Гоночный автомобиль? Практически серийный. Гоночный здесь только мотор Д-280.5-14 мощностью около 750-800 л.с. Коробка передач стандартная, ZF. Мосты, “раздатка” взяты от серийного автомобиля. Каркас варили сами. Компоновку придумывали “на ходу”. “На ходу” переводили с французского технические условия…Так, по словам заводчан, за 4 месяца создавался гоночный МАЗ-5309 RR.

Тесты грузовика? Честно: не успели. Немного покатали. Проверили “максималку”: 180 км/ч грузовик “пошел”. И сразу – в гонку, в бой. Это грустная правда жизни: в “дакаровских” ралли-рейдах на такой технике давно никто не едет. Серийные узлы и агрегаты – на боевой машине? Нонсенс. Поэтому и Семен Якубов, один из организаторов гонки, и все “камазовцы” в один голос сказали: не верим! То, что белорусы дошли до финиша, большой сюрприз. И это не техники, людей победа. Бессонных ночей механиков и предельной аккуратности экипажа. Поэтому наш финиш – это наша победа. Но есть и другая сторона медали.

Гараж - конкурент страны?

Белорусы ехали бледно, потому что грузовик был построен впопыхах. Построить гоночную машину за 4 месяца – это авральный режим работы, что-то невозможное, из ряда вон. Или нет? Вот слова главного инженера команды МММР, создателя грузовика MAN, который занял в гонке пятое место.

- Сколько времени заняла постройка нашего грузовика? Примерно три месяца. Правда, первый месяц у нас до грузовика все руки не доходили. Пришлось в авральном порядке строить его последние два месяца. Постройкой спортивной машины занимались десять человек: у нас ведь небольшая мастерская, почти гараж…



Сколько? Десять человек! Завод MAN помог команде МММР только мотором. Все остальные детали покупались на стороне. Итог: пятое место в зачете грузовиков. Без утомительных ночных “разборок” и перебирания подвески. Идем дальше, на сцену приглашаем штурмана команды Tatra.

 – Что нужно сделать МАЗу, чтобы грузовик поехал? В первую очередь, бороться с весом. Он тяжелее наших грузовиков на 2,5 тонны. И подвеску нужно полностью переделывать: на этой подвеске конкурировать с другими грузовиками невозможно.

Tatra заняла в гонке четвертое место, иногда наступая на пятки заводским КАМаЗам. А что такое команда Tatra, принадлежащая семье Лопрайсов? Это команда дилера Tatra. Который не завод – а просто дилер. Продает детали, обслуживает грузовики. Маленький, скромный дилер – пришел четвертым.

Открываем газету “Республика”, читаем: “…достойно завершила гонку, заняв 12-е место. Наш экипаж проехал 1666 км и обошел опытных соперников на грузовиках “MAN”, “IVECO”, “Mercedes-Benz…”. Опытных соперников? Экипаж команды Де Роя в первый же день перевернулся, пролежал на боку весь день. Поэтому так и не смог догнать наших на МАЗе. “Опытные соперники”? Тот испанский экипаж на убитом вусмерть старом Mercedes-Benz? Выпущенный в лохматые 90-е. Который на честном слове и на одном крыле ехал быстрее нашего гоночного МАЗа. И не доехал, сломался по пути.

Когда это понимаешь: тогда становится обидно за страну. Я ПЕРЕЖИВАЛ за наших. Но мне было ОБИДНО за страну. Уровень всей нашей страны - ниже, чем у немецкой мастерской. Поэтому болеть за наших – это ждать. Промчались короли пустыни Volkswagen и КАМаЗ, прошли частные команды, аутсайдеры натужно пропыхтели… Все засобирались, упаковали фотоаппаратуру. И только болельщик-белорус все ждет: когда же на горизонте появится МАЗ? Через час, а то и два. И я бы рад поверить, что в ближайшие годы все изменится, и МАЗы “полетят”. Но, честно – нет. Шансов – нет.

Back in the USSR

Ведь что такое спорт? По сути, зеркало, отражение страны. Вглядимся в ралли-рейды: русские на КАМаЗе впереди планеты всей. КАМаЗ? Квинтэссенция национальной философии русских: на подвиги способны, а забор покрасить – нет. Гоночный КАМаЗ как оправдание тому, что не строятся атомные подводные лодки и не развевается на Марсе триколор. Зато россияне запускают в воздух девятитонные КАМаЗы. Я видел эту технику вблизи: космос, отрыв от конкурентов навсегда. Но посмотрите серийные КАМаЗы: стыдно. Такой он, загадочный русский человек. Лежать на печке, только для подвига – слезая.

У немцев из Volkswagen посыл другой: все четко, ясно и понятно. К команде на бивуаке не подойти расслабленной походкой: работает отлаженный механизм, ты будешь лишним. Быстро сделали, быстро починили – и зачехлились, спать пошли. Война войной, у немцев по расписанию обед.

А наши ночью чинят МАЗ, свершают подвиг, бессмысленный и беспощадный. Маланкамі б’юць искры сварочных аппаратов.

- Понимаешь, поставили амортизаторы МЗКТ – отрываются, “летят”! Вот оно, действие девиза “Купляйце беларускае”. Весь мир давно живет другим законом. ВСЕ команды амортизаторы не придумывают, они его покупают у СПЕЦИАЛИСТОВ. Но наш автомобиль МАЗ – как действующая модель страны. “Купляйце беларускае!”. И 5309 RR почти на 70% состоит из товаров айчыннай вытворчасці.

Злосчастные амортизаторы, которые все время отрывались – взяты от одной из “сороконожек” МЗКТ. Отличные, хорошие амортизаторы, но приспособлены под совсем другие режимы движения. Поэтому в ритме ралли-рейда они закипали. Почему? Потому что наверх отрапортовали: гоночный МАЗ готов. Но на толковые тесты времени не хватило, автомобиль доводили в процессе гонки. Впрочем, как всегда.

Что еще можно рассказать о Беларуси, глядя на наш МАЗ? Страна, которая разучилась производить высокотехнологичные вещи. Читаем: “…гоночный мотор производства ММЗ” - а что на деле? На деле наклейки “Горизонт” на товарах чужого производства. Двигатель гоночного МАЗа на самом деле ЯМЗ. Роль белорусов в его создании: настройка впрыска и турбины, новый поддон картера. И главное: клапанные крышки с надписью “ММЗ”.

Гоночный двигатель МАЗа якобы собран ММЗ. На самом деле фикция, как современные телевизоры "Горизонт": его в сборе прислали из России

Автомобиль, который создается под крики проверяющих, мол, почему купили для механиков фонарики такие дорогие – летать не может. Он может только дойти до финиша, опередив именитых соперников из европейских гаражей. Да нескольких чудаков-испанцев на убитом Mercedes. Нужно менять подход. Кардинально, целиком и полностью.

А дальше – что?

Как бы ни было – ход сделан. МАЗ принял участие в ралли-рейде “Шелковый путь”, занял 12-е место. Дальше – что? На финиш прилетел Александр Ракомсин, заместитель директора завода МАЗ.

- Мы очень довольны результатом! Ребята молодцы, дошли до финиша. Поэтому было принято решение сформировать на заводе спортивную команду: МАЗ будет принимать участие в гонках! – горел энтузиазмом Александр.

Штурман Андрей Рудницкий, опытный боец, в оценках был более сдержан.

- Как только вернемся домой, сразу начнется работа над новой гоночной машиной. Уже сейчас понятно, что нужно строить абсолютно другой автомобиль. Бороться с массой, усовершенствовать подвеску. Из этой конструкции что-то выжимать бесполезно: слишком много серийных деталей.

Судя по всему, гоночному МАЗу – быть. Но проблема “второго альбома” стоит перед заводом очень остро. На первый раз то, что дошли до финиша – очень хорошо. А во второй? Чтобы по результатам подняться хотя бы в серединку, должно пройти как минимум два года. Простой пример: команда Volkswagen. Денег у концерна едва ли не больше, чем у всей нашей страны. Гоночной команде был дан карт-бланш: денег – не жалеть. И все равно первые два года Volkswagen ломался, спотыкался, разбивался. КАМаЗ начал гоняться с 80-х годов, до первых серьезных успехов прошло больше 10 лет. А мы готовы ждать? Готов завод тратить деньги на создание конкурентноспособной техники? Когда один только КАМаЗ Чагина стоит около 700 тысяч евро? Расходы на команду, инженеров, тесты, участие в гонках – и далее, далее по списку. Бюджет понадобится огромный.
Поэтому есть большой риск, что запал у наших закончится через год-полтора. Замахнутся, попробуют – пройдет время, первых мест по-прежнему не будет. И вместо того, чтобы идти дальше, МАЗ свернет “боевую” программу. Снова, как с “кольцом” в начале 90-х – распадется боевая команда. Снова, как с трак-триалом в конце 90-х – распадется боевая команда. Тогда технику чемпионов Европы просто порезали в металлом. Так почему-то всегда у нашего завода. Только начинаются успехи: всех расформировать. Поэтому очень важно именно сейчас четко осознать: быстрых побед не будет. Ждать как минимум два-три года. Создавать гоночную команду, на которую денег – не жалеть. Не цепляться за идею “мы и сами можем”, а покупать лучшее на стороне. Приглашать и покупать специалистов, участвовать в каждом ралли-рейде, накапливая опыт. И тогда через пару лет гоночные МАЗы “поедут”, не могут не “поехать”. И этого хочется до глубины души, хочется до слез.

Ведь так приятно – болеть за наших. Как, как вам ощущение передать? Когда идешь по лагерю: здесь немцы, чехи там. В уголке оранжевым – голландцы. И тут же, рядом – белорусы. И все – с огнем в глазах. Аккуратный, рассудительный Петр Орсик. Наблюдая за его ездой, можно было почувствовать: он чуть ли не на себе несет подраненный амортизаторами МАЗ. Опытный Андрей Рудницкий, который до ночи засиживался в столовой, в который раз просматривая легенду. Пацкевич Гриша , менеджер команды. Он на финише был просто счастлив: “Понимаешь, я мечтал, чтобы мы дошли – и мы дошли!”. И все наши ребята, которые каждую ночь разбирали-собирали МАЗ. Люди! Правда, люди – наше главное богатство, упарты беларус, упёрты. Сказал: дойду. Дошел. Поэтому – носить их на руках. Людей наших не трогать: подвиг!

Но грамотную, не советскую работу над проектом, никто не отменял.

Читаем прессу. “В дальнейшем команда МАЗа будет вести подготовку к гонке “Дакар”, в которой планирует принять участие в 2012 году. И если ориентироваться на результат, показанный на ралли рейде “Шелковый путь”, у белорусов будут хорошие шансы составить достойную конкуренцию мировым лидерам гонок на грузовиках…”.

domkrat.by

1 Октябрь, 2010 00:05 / Просмотров: 2864 / Печать

В этом разделе:

Ночь, зима, слабоосвещённые просёлочные дороги, бездорожье... Водители часто оказываются в трудных условиях. С лампами RacingVision вы получите ...
17 декабря 2016 г. в клубе "MADISON" (г. Минск, ул. Тимирязева, 9) состоится торжественное награждение победителей и призеров многоэт...
автоспорт 18 Ноябрь, 2016
Семинар для судей
Приглашаем судей на семинар "Действия судей в аварийных ситуациях во время проведения соревнований по автоспорту".  ...
Благодаря мощному световому лучу водители смогут видеть дальше. За счет особой конструкции горелки мощность светового потока возрастает, что пов...
Русских Вячеслав Сергеевич, мастер спорта СССР, тренер, судья по автоспорту, член БАФ, нуждается в проведении второй операции по замене тазобе...

Добавить комментарий

напишите адрес сайта без кавычек "autosport.by"

 

Последние комментарии:

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Балабол: Спасибо! А больше новостей нет?

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Doizer: Дакар типа прошёл, и Василевский на шестом! месте если кому интересен беларусский...

autosport.by   Новый крытый картинг в ТВЦ «Европа»
григорий: забейте на отзывы из всех картов там больше всего понравилось...карта...

autosport.by   Ралли "Лесные Озера 2016" ОТМЕНА
Рекуррент: чем меньше будет участников, тем чаще будут отменятся гонки :(

autosport.by   Итоги Ралли-спринта "Витебск 2016"
Doizer: Спасибо тебе Алиса за фото!


1

Объявления о продаже

autosport.by