Винтовка и солдат, или что значит быть штурманом в раллиРассказ Анатолия Околовича , штурмана Анатолия Шиамковского, о его становлении в штурманском деле, мысли о том какую роль в ралли играет второй пилот и насколько важен этот человек для экипажа и всей команды.
С точки зрения каждого члена экипажа, существуют 4 ситуации: 1. Опытный штурман + опытный пилот 2. Опытный штурман + пилот-новичок 3. Штурман-новичок + опытный пилот 4. Штурман-новичок + пилот-новичок
Мой случай - это ситуация №3. Рассказывать о своем пилоте я могу долго. Ну короче он ваще крутой! И машину порулить, и поговорить, и покушать вкусно, в общем мастер на все руки. Толян, снимаю шляпу.
Но рассказ наш совсем не о том, как болтали Толян с Толяном, а в принципе о том, как шел мой рост, который, к сожалению, остановился. Но и точка остановки была не в самом начале, а потому мне, как штурману-новичку-середнячку, есть что сказать о том, как это было для меня. Возможно кто-то, прочитав это все, решит, что быть штурманом – это его! Или возможно поймет природу своих штурманских ошибок, потому как я, за свою годовую карьеру штурмана, совершил наверное все возможные.
Штурман в принципе - это слишком важная часть экипажа, чтобы о нем так несправедливо умалчивали. Что пилот сделает без штурмана? Он сядет на обочине и будет плакать. Да! Куда он без этого человечка с кучей бумажек, карандашом и часами? А никуда! Все! Сел и плачет. Большинство пилотов вообще не могут ездить на пассажирском сиденье, то их укачивает, то им страшно... В общем, слабые они, и штурман является тем самым сильным звеном экипажа!
Штурман и пилот - это связка, которую я могу сравнить, наверное, с солдатом и винтовкой. Солдат в данном случае - штурман (а не пилот, как они сами думают), т.к. именно он направляет и решает, когда винтовка выстрелит, а когда остановится, когда это будут тросирующие пули, а когда бронебойные. Вдобавок этому солдату необходимо следить за количеством пуль и постоянно менять позицию, чтобы оставаться актуальной боевой единицей. Противник у солдата один. Дорога. Дорогу солдат может победить, заряжая винтовку правильными патронами.
Лиричное вышло вступление, наверно пора начать матчасть, она куда интереснее.
Вводная лекция, от мастера своего дела, человека, чье штурманское мастерство не вызывает ни малейшего сомнения и прекрасного наставника - Игоря Макарчука. Если помню все верно, то это было в каком-то минском ресторане за театром оперы и балета. То, что рассказал мне Игорь, было тем, что он приобрел сквозь джунгли практики и болота времени.
Итак!
Главное СВОВРЕМЕННОСТЬ, а потом интонация, за ней ритм, чувство пятой точкой и часы, а вспоминать о качественно подготовленной стенограмме я вообще не буду (стенограмма - это запись спецучастка (СУ) с помощью букв, цифр, символов и скверных слов, понятная только штурману, который ее записывал).
Важный момент, который должен помнить каждый штурман - 95% информации о дороге пилот получает в уши (от штурмана), а не в глаза. 5% мы оставим на погодные условия, состояние дорожного полотна и зрительную память, т.е. то, что пилот может понять и воспринять на скорости 80-100-150+ км/ч не через уши.
Вовремя: солдату важно направить винтовку в сторону мишени, а если мишень движется, то сделать это надо не только точно, но и своевременно. Возвращаясь в мир ралли, формулировка будет звучать так: пилоту все равно какой поворот будет следующим, главное что бы пилот получил информацию об этом повороте до того, как надо будет тормозить двумя ногами в пол, потому, штурман, говори! Опоздал с донесением информации об опасном повороте? Возможно, тебе больше нравятся лягушки в местной канаве, а это уже ботаника. Так что, штурман, будь внимателен, чтобы не пришлось в красивых омологированных ботинках лазить по грязной обочине в поисках того, кто поможет вытащить автомобиль из какого-нибудь буерака.
Интонация: только штурман со своим писклявым, громким, щипетильным, громогласным, нежным, экстраординарным, сексуальным (нужное подчеркнуть) голосом может сообщить пилоту о том, что его ждет за следующим перекатом, трамплином, прямиком или деревом. Именно к интонации штурмана пилот привязывает свои следующие действия и то, как эффективно ему придется действовать. Интонация - это те самые патроны, которые солдат заряжает в винтовку. Если штурман сообщит пилоту об опасном повороте после трамплина без интонационного выделения, то вероятность того, что после трамплина экипаж посетит местную канаву очень велика, об этом я знаю не понаслышке.
Ритм: у каждой винтовки есть свой ритм, какая-то является супер скорострельной, какая-то не может выпустить больше двух патронов за нажатие курка. А теперь ралли: в нашем случае все пилоты являются адаптивными. Пилот должен уметь адаптироваться под дорогу, а штурман в свою очередь, должен понимать, как пилот воспринимает конкретный СУ, как быстрый или медленный, как техничный или простой, как опасный или не совсем опасный, но чаще какие-то комбинации из вышеперечисленного. Быстрый-опасный СУ - это множество быстрых поворотов с длинными прямиками, но при этом быстрые повороты несут в себе какие-то сюрпризы, что пилот обязательно отметит в стенограмме, будь то узкие, минусовые, повороты с трапмлинами и так далее. Каждый пилот видит СУ по-своему и не существует двух одинаковых стенограмм. Задача штурмана - предварительно изучив стенограмму, понять какой именно ритм необходимо выбрать для чтения стенограммы при прохождении СУ. При совпадении ритма чтения с ритмом езды пилота - вы получаете идеальное оружие, которое работает без осечек, быстро и эффективно уничтожая километры СУ.
Чувство пятой точкой: условное название ощущения дороги без визуального контакта с ней. Большинство времени на СУ штурман проводит лицом в тетрадке, если у Вас это наоборот, то либо что то случилось с машиной и вы стоите на обочине, либо пилот слишком медленно едет, потому что, что то случилось с автомобилем. Во всех остальных случаях вы смотрите в тетрадь со стенограммой и читаете свой рэпчик. Возвращаясь к чувству пятой точки: важно научить свой мозг ощущать дорогу, т.е. воспринимать перегрузки при движении и накладывать их на стенограмму, что бы всегда отдавать пилоту актуальную информацию вовремя. Небольшой пример: вы надиктовали пилоту такой отрезок - "Правый2 на Левый3 Правый4 100" - в перегрузках на теле это будет выглядеть так: "небольшая перегрузка влево в Правом2, перегрузка чуть сильнее вправо в Левом3, вместе с продольной перегрузкой вперед на торможении перед Правым4, после чего продольная перегрузка назад при разгоне на 100метровом прямике". Конечно, что бы достигнуть такого уровня, необходимо очень много тренироваться. Таким образом ваша пятая точка, становится вашим третьим глазом, что тоже неплохо.
Часы: по своей важности часы стоят на уровне со стенограммой. В ралли вы не можете приехать раньше или позже, вы всегда должны быть вовремя (я говорю о старте ралли и контрольных точках на старте СУ). Никого не интересует, что у Вас были технические проблемы или Вы забегали в местное сельпо за чебуреками. Все интервалы прохождения СУ и переездов между ними тщательно просчитаны организатором, что бы дать пилоту со штурманом, не нарушая ПДД на перегонах, спокойно перемещаться между СУ. Смотрите на часы, всегда будьте готовы ответить пилоту на вопрос о том, сколько осталось времени до появления на следующей контрольной точке и сколько километров до нее осталось (в этом поможет штурманский прибор в духе терратрип, а если его нет, то дорожная книга и отмеченные в ней точки с километражем).
Тут я закончу вводную часть, которая была, для меня крайне важной и пойду доставать из коробочек стенограммы и дорожные книги, чтобы красиво и с картинками показать Вам мои каракули, которые постепенно превращались в хорошую стенограмму, которую я мог читать без проблем и запинок.
Автор: Анатолий Околович Редактор: Иван Кришкевич 26 Январь, 2015 08:28 / Просмотров: 4835 / Печать
Тэги : Интервью
В этом разделе:15-16 сентября в Браславском районе пройдет 3-й этап Открытого Чемпионата Республики Беларусь 2017 года по ралли. Опубликованы документы предстоящей г... 22 Апрель, 2017 Р3К (Ралли 3-ей категории)
Хорошая новость для все кто ждет ралли третьей категории, 1-ый этап запланированный на май будет перенесен на конец июня начало июля и должен со... 31 Январь, 2017 Ралли "Braslav 2017"
Участники еще не успели отойти от прошедшего первого этапа кубка ралли-спринта около Воложина, как уже начат прием заявок на первый этап открыто... 4 Январь, 2017 Ралли-спринт Воложин
После долгого перерыва, Воложинский район снова готов принять участников ралли-спринта, чтобы выяснить кто же быстрее на его дорогах. Проведение... 7 Декабрь, 2016 Итоги Ралли-спринта "Витебск 2016"
3 декабря впервые за много лет прошел зимний Ралли-спринту со снегом, что особенно приятно. Принять участие в заключительном этапе соревнований ...
Последние комментарии : 4
Добавить комментарий |
Последние комментарии:
НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года! Балабол: Спасибо! А больше новостей нет? НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года! Doizer: Дакар типа прошёл, и Василевский на шестом! месте если кому интересен беларусский... Новый крытый картинг в ТВЦ «Европа» григорий: забейте на отзывы из всех картов там больше всего понравилось...карта... Ралли "Лесные Озера 2016" ОТМЕНА Рекуррент: чем меньше будет участников, тем чаще будут отменятся гонки :( Итоги Ралли-спринта "Витебск 2016" Doizer: Спасибо тебе Алиса за фото!
1
Объявления о продаже |
|||||||||||
|