автоспорт

История развития ралли в Беларуси

История ралли
Сегодня ралли – одна из наиболее динамично развивающихся дисциплин в белорусском автоспорте. Более того, белорусские гонки привлекательны для зарубежных участников, и лучшее подтверждение этому – «выездной» этап Открытого Чемпионата России по ралли, который прошел 21 – 23 мая 2010 года в белорусском Браславе.

Попытки «реанимации»

В советские времена раллийные соревнования в Белорусской ССР проводились постоянно, но в 1990 году все прекратилось – в разваливающемся Союза стало не до гонок… О ралли в Беларуси не вспоминали много лет, в отличие от наших соседей – прибалтийских стран. Там, в Литве, Латвии и особенно Эстонии это едва ли не национальный вид спорта, который активно развивался и в непростые 90-е.

В общем-то во многом благодаря соседям в 2000 и 2001 годах в республике и были проведены две гонки – этапы международного «Кубка Президентов». Соревнования прошли на высоком уровне, но уровень этот во многом обеспечивался участием литовской судейской бригады и присутствием иностранных спортсменов – белорусских экипажей было мало.

Весной 2003 года прошло еще одно большое ралли – «Беларусь-2003», собравшее на старте всего девять боевых машин – массовость создали двадцать экипажей, выступавших в «любительском» зачете на стандартных автомобилях.

Эта гонка имела большой общественный резонанс, активно освещалась в СМИ, но… Непосредственный организатор ралли Анатолий Шевченко буквально сразу же после гонки заявил, что впредь зарекается лично организовывать автомобильное ралли такого уровня. Почему?

- От начала и до конца весь подготовительный процесс проходил на нервах, – вспоминает Анатолий Алексеевич, - Основной вопрос, который всегда стоит перед организаторами ралли – это обеспечение безопасности. Когда спортсмены выезжают на доп, они должны быть уверены, что навстречу им не двинет из леса трактор, не пойдет через дорогу корова, не бросится наперерез местная бабка с ведрами. Когда вдруг такое случается, приятного, согласитесь, мало.

Действительно, проведение раллийных соревнований имеет свою специфику. В отличие от многих других дисциплин в ралли заезды проводятся не на стационарных трассах (изначально предназначенных для гонок и закрытых для постороннего доступа), а на временно перекрытых участках дорог общего пользования.

С одной стороны, подготовка таких временных трасс к соревнованиям минимальна, но с другой стороны, организаторы должны исключить появление на этих участках посторонних лиц, техники, животных, и обеспечить безопасность зрителей. Чтобы поставить милицейское оцепление, обеспечить присутствие МЧС, медицинской помощи, организаторы должны связаться с соответствующими службами, получить согласие со стороны местной администрации. А если гонка проходит по территории сразу нескольких районов? Умножьте работу организаторов надвое!

Итак, что мы имеем? Затраченное время, силы, нервы, большие финансовые вложения (не забывайте, что ралли – это очень затратная дисциплина!). И все это ради того, чтобы на старт вышло десять экипажей? Неудивительно, что после ралли «Беларусь-2003» наступил длительный перерыв. Для немногочисленных белорусских экипажей, желавших участвовать в гонках, выход все-таки нашли: спортсмены ездили в соседнюю Литву и гонялись там, получая очки в зачет «выездного» белорусского чемпионата. Но такое решение можно было назвать лишь полумерой, ведь на территории Беларуси раллийные соревнования не проходили – за исключением любительских ралли третьей категории…

Начать с простейшего

Толчком к возрождению ралли послужила смежная дисциплина – ралли-спринт. Это совершенно другой формат: всего один или два спецучастка (СУ), маршрут меньшей протяженности, скоротечность (гонка длится всего несколько часов), упрощенные правила проведения соревнований. Первая гонка прошла в декабре 2004 года под Минском и собрала двенадцать участников. Может быть, не так уж и много, но начало было положено.

- Мы специально смягчили технические требования и допустили к участию трековые и кроссовые автомобили – чтобы смогли поехать спортсмены из других дисциплин. В отличие от российского ралли-спринта, где в машине едет только пилот, у нас в ралли-спринте участвовали экипажи. Ведь конечной целью при проведении этого соревнования были не гонки на время, а скатывание экипажа, пилота и штурмана, для их дальнейшего участия в раллийных соревнованиях, – отмечает Сергей Овчинников, один из инициаторов первого ралли-спринта.

Впоследствии новые экипажи действительно появились: одни пришли из кросса и трека, другие вообще начинали с нуля: люди приобретали подготовленный автомобиль, покупали амуницию, получали спортивную лицензию и участвовали в соревнованиях. Среди таких новичков – Игорь Маслов, Андрей Голобородько, Юрий Грищенков, Дмитрий Якимахо, Наталья Сироткина, Сергей Шамарин… Эти примеры доказывают: для людей с желанием и возможностями это реальный способ попробовать себя в автоспорте. Любой при наличии средств может прийти в эту дисциплину, либо самостоятельно, либо заручившись поддержкой одного из существующих автоклубов.

В начале 2005 года удалось провести несколько зимних соревнований, которые проходили по местам былой «боевой славы» – на спецучастках, известных любому белорусскому ветерану от автоспорта: Вишневка, Паликшты, Волковщина…

Первый сезон

Идея о проведении большого ралли возникла летом 2005 года. Конечным результатом стали «Лесные озера» – первый этап Чемпионата Беларуси по ралли, который прошел в середине декабря в Ушачском и Полоцком районах Витебской области. Но прежде чем Ушачи приняли первую чемпионатную гонку, некоторые из найденных трасс получили обкатку в боевом режиме: в июле и октябре были проведены пробные соревнования, которые смело можно назвать тренировочными – и для участников, и для организаторов. Тестировались трассы, получали накат экипажи, проверялась согласованность судей в работе. Лишь после этого можно было начинать работу по подготовке к первому этапу заявленного Чемпионата.

Первый раллийный чемпионат Беларуси открывала гонка под названием «Лесные озера». Несмотря на то, что это был чемпионат 2006 года, соревнования проводились 17 – 18 декабря 2005 года. Маршрут соревнований общей протяженностью более пятисот километров проходил по территории Полоцкого и Ушачского районов, за два дня соревнований участникам предстояло преодолеть 21 спецучасток (около 90 «боевых» км). Красивые, чрезвычайно интересные и достаточно опасные допы дались далеко не всем: из 19 стартовавших экипажей до финиша добралось лишь 12, а победителями гонки в абсолютном зачете стали братья Вячеслав и Олег Вабищевичи, выступающие на 1,6-литровой «восьмерке» в самом скромном классе Б10!

Второй и третий этапы чемпионата проходили на территории Минской области: зимой в окрестностях Заславля, летом под Воложином. А заключительный четвертый этап вновь принимали Ушачи. В ходе той сложнейшей гонки, изобиловавшей техническими проблемами и неожиданными сходами, и определились первые чемпионы страны по авторалли. В абсолютном зачете и классе Б10 победителями чемпионата стали Вячеслав и Олег Вабищевичи, в классе Б11 – Анатолий Шимаковский и Игорь Макарчук, в классе Б12 – Андрей Голобородько и Владимир Булойчик.

В перерывах между этапами раллийного чемпионата проходили этапы Кубка страны по ралли-спринту. Примечательно что первый этап под названием «Браславские озера» был проведен в окрестностях Браслава - впервые местные дорожки использовались в качестве скоростных спецучастков. Сложная техничная трасса получила высокую оценку со стороны участников - немудрено, что впоследствии это место было выбрано и для проведения большого рождественского ралли «Браслав-2006», которое стало украшением раллийного сезона 2006 года.

К международному ралли

Начиная с первого этапа первого раллийного чемпионата 2006 года, белорусское ралли проходило при участии зарубежных участников – гостей из России и Литвы; позднее к ним присоединились гонщики из Латвии и Украины. Своего рода парадокс, но абсолютным чемпионом в 2008 году стал литовский экипаж Томаса Савицкаса / Витаутаса Драпанаускаса! Примечательно, что в сезоне 2009 года отдельные гонки собирали на старте больше зарубежных экипажей, нежели белорусских, причем часть иностранных участников выступает под белорусскими лицензиями и на равных с местными спортсменами борется за призовые места в зачете белорусского чемпионата.

Что ж, все справедливо: белорусскому не выжить и не развиться без зарубежных участников. Они создают массовость и зрелищность, создавая конкуренцию местным гонщикам, стимулируют их к росту мастерства и технического уровня, да и сами организаторы стремятся к тому, чтобы каждое последующее соревнование проводилось на все более высоком уровне и привлекало иностранных гостей.

Поэтому был сделан следующий шаг – проведено международное соревнование. Гонка под названием «Славянский Кубок 2010» была заявлена в календарь ФИА как международное ралли. Гонка прошло в Браславе 21 – 23 мая в статусе этапа Открытого Чемпионата России по ралли.

Планка поднята высоко, но ее покорение открывает путь к другим вершинам и в конечном счете способствует качественному развитию не только раллийной дисциплины в частности, но и всего белорусского автоспорта вообще.


18 Май, 2010 15:09 / Просмотров: 4919 / Печать

В этом разделе:

Ралли 201715-16 сентября в Браславском районе пройдет 3-й этап Открытого Чемпионата Республики Беларусь 2017 года по ралли. Опубликованы документы предстоящей г...
Хорошая новость для все кто ждет ралли третьей категории, 1-ый этап запланированный на май будет перенесен на конец июня начало июля и должен со...
автоспорт 31 Январь, 2017
Ралли "Braslav 2017"
Участники еще не успели отойти от прошедшего первого этапа кубка ралли-спринта около Воложина, как уже начат прием заявок на первый этап открыто...
После долгого перерыва, Воложинский район снова готов принять участников ралли-спринта, чтобы выяснить кто же быстрее на его дорогах. Проведение...
3 декабря впервые за много лет прошел зимний Ралли-спринту со снегом, что особенно приятно. Принять участие в заключительном этапе соревнований ...

Добавить комментарий

Напишите autosport русскими буквами

 

Последние комментарии:

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Балабол: Спасибо! А больше новостей нет?

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Doizer: Дакар типа прошёл, и Василевский на шестом! месте если кому интересен беларусский...

autosport.by   Новый крытый картинг в ТВЦ «Европа»
григорий: забейте на отзывы из всех картов там больше всего понравилось...карта...

autosport.by   Ралли "Лесные Озера 2016" ОТМЕНА
Рекуррент: чем меньше будет участников, тем чаще будут отменятся гонки :(

autosport.by   Итоги Ралли-спринта "Витебск 2016"
Doizer: Спасибо тебе Алиса за фото!


1

Объявления о продаже

autosport.by