автоспорт

Гонки на внедорожниках

Гонки на внедорожниках
Захватывающее это зрелище - гонки на внедорожниках. Особенно люблю, когда за рулем ревущего железного монстра восседает миловидная дама. В последнее время из-за растущей доступности машин эта картина становится все более распространенной. Но вот каково там, внутри? Представление об этом помог сформировать Евгений Силиверстов, глава РОО "Белорусская автомобильная внедорожная федерация". Насколько сильно внедорожное сообщество Беларуси, чем живет и занимается, какие шедевры создает своими руками - обо всем этом читайте дальше.


- Кого объединяет Белорусская автомобильная внедорожная федерация и какую помощь оказывает своим членам?

- Белорусская автомобильная внедорожная федерация как республиканское общественное объединение была зарегистрирована в 2006 году на базе Комитета внедорожных соревнований БАФ. Федерация занимается организацией официальных классифицированных соревнований: джип-триала, спринта, ралли-рейдов, оказывает помощь клубам и организаторам в организации любительских неклассифицируемых соревнований, таких как трофи-рейды, GPS-ориентирование, ориентирование по легенде; объединяет спортсменов, которые занимаются внедорожным автоспортом.

Соревнования бывают разные. Есть Кубок Беларуси по джип-триалу, который проходит в пяти городах, есть любительские соревнования - трофи-рейды, которые проводятся разными организаторами. Организация соревнования требует значительных усилий от организаторов. Очень нелегко проложить трассу, согласовать ее со всеми органами местной власти, природоохранными структурами. Такие усилия берет на себя федерация и оказывает помощь в организации масштабных соревнований.

Есть соревнования, которые можно назвать "покатушками": ребята собираются, выезжают в лес и соревнуются для души.

- С какими клубами взаимодействует внедорожная федерация? Насколько сильно клубное движение в Беларуси?

- В последнее время джиперское движение в Беларуси получило очень сильное развитие. В Бресте, Витебске, Молодечно, Гомеле, Минске существуют несколько клубов, которые объединяют команды организаторов и активных участников джиперского движения. В Бресте это клубы "Цитадель" и "Невада", в Витебске - клуб "Северный рубеж", в Гомеле - клуб "Колесо", в Минске - клуб Off Road, "Белорусский Клуб 4х4", клуб "Внедорожник", Land Rover’s Brothers. Некоторые клубы образовались сравнительно недавно, но довольно активно проводят любительские "покатушки".

- В контексте любителей внедорожников речь о марках не идет?

- У каждого свои предпочтения. Я, например, в своей жизни перепробовал много марок джипов, в настоящий момент у меня три внедорожника. Предпочтение какой-то определенной марке отдать сложно: каждая машина хороша в своих условиях. Для серьезного бездорожья строятся машины, основанные не на марках, а на конструкторских решениях: показать хороший результат в соревнованиях на стандартном автомобиле очень сложно и дано только заводским командам, да и то машина практически полностью будет переделана. Для соревнований в трофи-рейдах строятся машины, так называемые русские котлеты, в которых изначально установить основного донора невозможно: мотор может быть от Mitsubishi Pajero или от Nissan Patrol, мосты - от Volvo Laplander, рама и подвеска могут быть самодельными, кузов отсутствует напрочь. Отдать предпочтение определенной марке невозможно.

- Вы озвучили важный момент объединения внедорожников - тюнинг автомобиля. В рамках этих клубов создаются автомобили не для повседневного использования…

- Такие автомобили на соревнования привозятся в основном на лафетах. Это как гладиатор: его задача - достойно и красиво умереть на арене. Остатки также на лафетах увозятся в гараж, и в зависимости от финансовых возможностей хозяина автомобиль восстанавливается и снова рвется в бой.

- Какие самые интересные автомобили вам доводилось видеть на таких соревнованиях?

- Очень много интересных автомобилей строится в Борисове: развитие внедорожного автоспорта пошло именно оттуда в 2003 году. Эти автомобили не имеют марки. Например, один из них называется "КероГАЗик", изначальным донором которого был ГАЗ-69. В Борисове есть Hummer H5 - машина, которая была полностью нарисована Сергеем Добряковым и стилизована под Hummer. Есть автомобиль с кузовом от Golf, двигателем от Mercedes, рамой от УАЗа, мостом от Nissan Patrol. У Павла Чернова из Борисова есть прототип, который когда-то внешне напоминал ГАЗ-69: это пластиковая скорлупа а-ля ГАЗ-69. Есть машина, созданная на основе Mercedes Gelandewagen, на которой стоят мосты от шведского вездехода; вторая машина - прототип на базе Toyota Landcruiser 70, от которой остались только внешние очертания и часть кабины. В ней даже стоят фары от танка.

- Судя по вашим словам, белорусское внедорожное сообщество не только дружное и сильное, но и объединенное на территории всей страны, независимо от регионального нахождения.

- Это действительно так. Если я приезжаю в Брест, то после всех своих личных вопросов звоню своему другу по спорту. Собирается вся брестская диаспора, обсуждаются соревнования, какие-то технические изменения, которые необходимо было бы внести в автомобили или техтребования. Если я приеду в Гомель, обязательно мы с ребятами встретимся там. Бывает, что звонят в полчетвертого утра: "Женя, я сел в болоте под деревней Дички, помоги выехать!" Что бы ни случилось, стоит бросить клич - соберется десять машин и поедут его вытаскивать. Бывали случаи, когда приезжали ребята, которые выступали на соревнованиях, у них ломалась машина, и они отдавали запчасти своим конкурентам, чтобы те в перерывах между заездами восстановили машины. И никогда не было такого, чтобы люди не отплатили сторицей за эту помощь.

Мы участвуем не только в соревнованиях. Например, недавно начал сниматься белорусский сериал "Национальное достояние". Наши ребята были задействованы в одной из сцен - в сюжете по автогонкам. Мы организовали реальные заезды в карьере, чтобы съемочная группа могла отснять красивые кадры. Главному актеру - Андрею Соколову - мы дали пошалить на машине.

Практически все внедорожные клубы имеют свои сайты в сети Интернет, где идет живое общение на форумах. Даже без всякой раскрутки в интернете одних посещений бывает до тысячи в день. Есть сайт www.4x4.by, www.4x4.minsk.com, в Бресте есть два внедорожных сайта: www.nevadaclub.by, www.4x4.brest.com. Такие сайты способствуют притоку людей, потому что некоторые просто покупают джипы и даже не имеют понятия, как обращаться с этой машиной. Человек, пообщавшись в интернете, знает календарь соревнований и мероприятий, приезжает и, как говорится, "влип, очкарик".

- Возникают ли какие-то сложности в связи с таким бурным развитием?

- Сложности бывают - в основном связанные с общением с официальными властями. Такое движение должно немного знать природоохранное законодательство, ведь все организуется не в пустом пространстве. Есть определенные требования органов власти по организации соревнований в естественных природных условиях. Был случай, когда проводились соревнования, на которых никто из организаторов не учел, что буквально за день до нашего приезда на соревнования начался нерест рыбы. Иногда возникают вопросы с охотничьими хозяйствами: нельзя проводить соревнования или выезды-"покатушки", если идет охотничий сезон. Все эти вопросы подлежат обсуждению с властями, и везде находятся вменяемые люди, которые идут навстречу.

Большую поддержку в последнее время нам оказывает ДОСААФ. Например, в сентябре 2009 года мы проводили соревнования в Лепеле на Дне города, и ДОСААФ нам оказал максимальную поддержку: милиция, пожарные службы, скорая - всё было бесплатно. Нам помогли построить трассу, даже демонтировали линию электропередач для того, чтобы на ее месте можно было провести трассу. Очень приятно работать с такими властями.

А вообще, основная сложность джипера - это недостаток денег на построение автомобиля.

- С каждым годом становится всё больше соревнований разного рода для разных участников и автомобилей. Какие соревнования проводятся в нашей стране? Какие изменения в соревновательной структуре возможны в 2010 году?

- В прошлом году соревнования проходили во многих дисциплинах. Основные события года - это пятиэтапные классифицируемые соревнования Открытого кубка Беларуси по джип-триалу. Эти соревнования проходят в двух дисциплинах. В первый день проходит классический триал на точность прохождения трассы и корректность маневрирования в сложных условиях. На второй день устраивается "карусельная гонка" - джип-спринт, куда машины уходят в равный промежуток времени в зависимости от результатов первого дня.

Мы проводим и другие соревнования: трофи-рейды, GPS-ориентирование. GPS-ориентирование - это очень интересная дисциплина, более технически продвинутая в джиперском движении. Практически у всех джиперов есть GPS-навигаторы - ударопрочные, влагонепроницаемые, куда закачиваются генштабовские карты. Даются координаты 30 точек в квадрате 30х30 километров, которые джиперы должны посетить. Маршрут движения не задается, джиперы в зависимости от подготовки машины делятся на классы.

Трофи-рейды - это соревнования, которые проходят по легенде, по описанию маршрута.

- С чего бы вы порекомендовали начинать новичкам?

- С дружеских "покатушек". У нас на сайте люди списываются, встречаются и каждые выходные выезжают на "покатушки". На таких соревнованиях зачастую находятся новые участки для соревнований.

На таких "покатушках" люди овладевают первичными навыками вождения внедорожников. Некоторые умудряются на таких мероприятиях "порвать" машину: расстроятся, берутся за сварку и лезут укреплять машину. Из этого рождается боевой дух. На "покатушках" нет соревновательной части – во время них вырабатывается дух единства. Если кто-то сел - не бросать же в болоте товарища на ночь.

- Какие типичные ошибки допускают новички либо те, кто считает себя любителем внедорожников?

- Самый главный крик на "покатушках" - "Не рой!". Люди, которые овладели джипом, считают: "Раз у меня джип, значит, тапок в пол, глаза квадратные - и вперед!" На болоте ни в коем случае нельзя давать машине буксовать. Как только ты начинаешь буксовать, срываешь корочку, забиваются колеса, и машина тут же теряет ход. Нужно соблюдать максимальное сцепление с поверхностью.

Еще одна ошибка заключается в том, что многие ребята пользуются железными тросами для вытягивания машины. Обязательно нужен эластичный канат, буксировочные стропы или даже корабельные канаты. Если ты разгоняешься и пытаешься вытащить машину из болота, железный трос даст тебе разорванную раму и увечья тех, кто стоял вокруг машины. Даже эластичные тросы нужно накрывать старой курткой, фуфайкой: они стреляют так, что пробивают лобовые стекла.

Многие не умеют пользоваться лебедкой. Когда тянешься лебедкой по болоту, нужно соблюдать строго перпендикулярное направление троса: если тянуться вбок, она наматывается на одну сторону барабана, образуется "борода" - и через пять минут лебедка бесполезна.

- Бывает ли, что люди приезжают на "паркетниках" и считают, что им все по плечу?

- Беда последних лет современного автомобилестроения заключается в том, что сложно найти достойный джип для соревнований. Даже такие монстры джипостроения, как Toyota, переходят на переднюю независимую подвеску, Land Rover начали делать с независимой задней подвеской, осталось очень мало марок, производящих настоящие кондовые внедорожники. Такими из последнего могу назвать российский "УАЗ Патриот", китайские джипы, Toyota семидесятой серии, которые выпускаются ограниченными партиями. Остальной мир пересел на "недопривод".

На соревнования приезжают и на "паркетниках", но все "покатушки" на "паркетниках" заканчиваются покупкой УАЗика или другой машины, которая может бороться с бездорожьем. Многие теперешние джипы не предназначены для покорения серьезного бездорожья.

- Как выбрать подходящий клуб человеку, у которого есть настоящий внедорожник и огромное желание влиться в это сообщество?

- Общайтесь, ребята, и из общения будет видно, какой клуб и какая марка машины вам больше подходит, нужен ли вам внедорожник вообще. Это довольно захватывающее увлечение. Человек, у которого есть какая-то цель, будет искать средства для ее воплощения. Чем больше люди общаются, тем больше информации они черпают и делают свой выбор.

17 Февраль, 2010 21:23 / Просмотров: 12995 / Печать

В этом разделе:

Джип-триал в Стайках 2-й этап Кубка Республики Беларусь по джип-триалу пройдёт 13-14 августа под Минском в Стайках! На старте ожидается около 20 экипажей. Примечател...
джип-триал в Борисове 2016 19 марта в Борисове стартует новый сезон по джип-триалу! Первая гонка будет проведена новым Организатором - ОО «Офф-роуд клуб «Экстрим 4х4», одн...
Что такое джип-триал? Что такое джип-триал и чем он отличается от других внедорожных дисциплин? Большинство любителей автоспорта считают триалом любое передвижение по...
Первый джип-триал в 2016 году Любителям бездорожья не сидится дома! Невзирая на пору года, на погодные условия, на праздники. Настоящие искатели приключений рвутся в бой и к ...
борисовские гонки 28-29 ноября на танковом полигоне "Французская вышка" прошли соревнования по джип-триалу и джип-спринту. В триале приняло участие 29 экипажей, а...

Добавить комментарий

Количество времен года (сезонов), прописью?

 

Последние комментарии:

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Балабол: Спасибо! А больше новостей нет?

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Doizer: Дакар типа прошёл, и Василевский на шестом! месте если кому интересен беларусский...

autosport.by   Новый крытый картинг в ТВЦ «Европа»
григорий: забейте на отзывы из всех картов там больше всего понравилось...карта...

autosport.by   Ралли "Лесные Озера 2016" ОТМЕНА
Рекуррент: чем меньше будет участников, тем чаще будут отменятся гонки :(

autosport.by   Итоги Ралли-спринта "Витебск 2016"
Doizer: Спасибо тебе Алиса за фото!


1

Объявления о продаже

autosport.by