автоспорт

Подготовка пилотов и штурманов

Подготовка к ралли
Стать участником раллийных соревнований никогда не поздно. Так считает Сергей Овчинников - председатель раллийного комитета Белорусской автомобильной федерации и руководитель Школы экстремального вождения. Его мнение основано на опыте подготовки будущих пилотов и штурманов, которые начинали свой путь в ралли с "нуля".

- Сергей Олегович, почему люди стремятся прийти сразу в ралли, "перепрыгнув" через остальные дисциплины?
- Потому что это самый интересный и, на мой взгляд, самый зрелищный вид автоспорта. Особенно ралли привлекательно для тех людей, которым нравится управление автомобилем, но нет желания участвовать в контактной борьбе. Тебя никто не сдерживает, не мешает, не толкает - ты с трассой один на один. Так что для тех, кому хочется гоняться, но неинтересно "толкаться" с другими участниками, ралли - это оптимальный вариант.

- Насколько реально прийти сюда "с улицы"?
- Особенность автомобильного спорта заключается в том, что люди могут приходить практически в любом возрасте. В отличие, скажем, от гимнастики, где возраст и физическая форма имеют гораздо большее значение. В ралли можно начинать и в 20 лет, и в 30, и в 40 - и добиваться успехов. По крайней мере, в пределах национальных соревнований.
Конечно, каждый приходит с какими-то своими целями и задачами, поэтому сам определяет, что он хочет получить от своего участия. Чем выше цель, тем раньше надо начинать. В идеале путь автогонщика должен начинаться в детстве - с картинга.
Но если мы говорим об уже состоявшихся людях, которые приходят в автоспорт для того, чтобы получить удовольствие, "разгрузиться" от насущных - деловых и бытовых - проблем, то здесь все обстоит немного иначе...
Прежде всего нужно оценить свои финансовые возможности, потому что ралли - самый дорогой вид автомобильного спорта из тех, что есть у нас сегодня в стране. Ведь стоимость участия складывается не только из цены автомобиля, стоимости его подготовки, но также из тех немалых расходов, которые сопровождают каждый этап, - стартовый взнос, топливо, проживание, работа механиков...
Я бы для начала рекомендовал проконсультироваться - обратиться в раллийный комитет, где при необходимости можно получить исчерпывающую информацию о требованиях к участникам, технике, правилах проведения соревнований и т.д.
Это определит дальнейшие шаги. Например, выбор автомобиля. Уже можно говорить о том, что с 2011 года к старту будут допускаться только те машины, у которых каркас безопасности, во-первых, соответствует определенным требованиям, во-вторых, имеет все необходимые документы. Вооружившись такой информацией, новичок будет знать, на что обратить внимание при выборе автомобиля.

- К слову, о технике. Порой люди начинают свой путь в ралли сразу c мощных машин. Насколько это оправданно?
- Я бы рекомендовал начинать все же на моноприводном, при этом не очень мощном автомобиле - проще учиться, дешевле участвовать. Слишком быструю машину новичок вряд ли сразу осилит и наверняка не сможет поначалу использовать весь ее потенциал. Не нужно забывать и о том, что полноприводный автомобиль - это умение управлять передним и задним приводом в комплексе. Если такого нет, то лучше начинать с монопривода.
Когда приходит понимание процесса, когда вы уже все выжали из техники и точно знаете, чего вам не хватает, чтобы ехать быстрее, тогда можно переходить на следующий уровень - наращивать мощность двигателя, ставить блокировку или покупать кулачковую коробку. Вы лучше почувствуете разницу, поймете, что это вам дает. Такой неспешный, но своевременный шаг будет гораздо более эффективным.

- Есть люди, которые всю жизнь едут в одном классе. Отказ от наращивания технического уровня является отказом от роста мастерства?
- Другой уровень автомобиля предполагает другой уровень пилотирования. Возросшая скорость ставит перед экипажем новые вопросы и в части управления автомобилем, и в части работы со стенограммой. И наоборот: пересаживаясь с более мощного автомобиля на менее мощный, пилотировать его оказывается проще, ведь динамика, а с ней и скорость будет ниже. Появляется запас, которого раньше не было.
Чтобы двигаться дальше, нужны резервы и в технике. Другое дело, все ли к этому стремятся, всем ли это нужно и все ли могут себе это позволить? Ведь выбор автомобиля, класса - это еще вопрос финансовых возможностей, тактики (в каком классе выгоднее ехать) и т.д.

- Допустим, с автомобилем определились. Что дальше?
- Дальше процесс обучения. Его можно пройти в спортивном автоклубе или в нашей Школе экстремального вождения, чтобы получить допуск к соревнованиям. Ведь чтобы приобрести спортивную лицензию, нужно подтвердить свою квалификацию.

- В чем заключается обучение? Скажем, по вашей программе?
- Сначала мы проводим стандартную подготовку: человек проходит базовый курс в нашей школе, чтобы получить все необходимые навыки, научиться управлять автомобилем в скольжениях и т.д. Затем следует второй курс, который включает спортивное прохождение поворотов, - здесь акцент делается на правильное построение траектории.
Далее начинается индивидуальная работа с пилотом. Сначала занятия проводятся на большой асфальтовой площадке, где исключается возможность вылета, столкновения и т.д. Затем на спортивном автомобиле с каркасом безопасности мы выезжаем на гравий. Здесь уже реальные условия: узкая дорога, кюветы. На коротких (300-500 м) отрезках дороги отрабатывается техника прохождения поворотов различной сложности вкатыванием и в управляемом заносе.
Сначала мы учим ездить безопасно - повороты проходятся в заносе, с "заниженной" передачей. Это не самый быстрый способ, зато надежный: всегда есть возможность снизить скорость и остаться на дороге. Для новичков это важно - грубые ошибки остаются без серьезных последствий.
Это что касается пилотирования. И одновременно с этим идет отработка записи стенограммы: "ставятся" категории поворотов, идет навык езды под диктовку. Затем, когда понимание этого процесса приходит, занятия переносятся на трассы с большим сочетанием поворотов.

- Насчет пилота все ясно. А как быть с подготовкой штурмана?
- Пилотирование автомобиля и штурманская работа - это разные виды деятельности, в чем-то противоречивые. Пилот - это управление автомобилем. Штурман - это аналитика. Но управляет-то пилотом, а следовательно, и автомобилем именно он! Точнее, регулирует темп - паузами, интонацией. Но не только. По ходу всей гонки штурман собирает информацию, определяет стратегию, тактику. При этом на спецучастках психологически ему приходится сложнее: при всех своих "рычагах влияния" на пилота он все-таки наблюдатель...
Поэтому для подготовки штурманов - своя программа. Сначала идет лекционная часть, где рассказывается о правилах проведения ралли, принципе записи стенограммы, действиях штурмана в различных фазах соревнований (функционал). Далее - практические занятия по прописке: запись, "начитка", работа по интонационному выделению, паузам и т.д.

- Стоит ли пилоту, перед тем как самому садиться за руль, побыть какое-то время штурманом?
- Если есть такая возможность, то стоит. В советские времена так и делали: новичков штурманами подсаживали к опытным пилотам. Чтобы человек понял, как нужно писать, как нужно говорить, чтобы потом требовать от своего штурмана того же.
Начинающему пилоту лучше взять опытного штурмана - это позволит избежать многих ошибок. В ралли очень много нюансов, и желательно, чтобы второй член экипажа был "в теме". Очень неплохо, когда есть видеозапись с бортовой камеры, - все ошибки видны. А из каждой гонки нужно извлекать уроки, иначе время и деньги будут потрачены впустую.

- Итак, техника есть, штурман найден, подготовка пройдена. Пора в ралли?
- Да, но сначала - вне зачета. С некоторых пор у нас действует следующее правило: две первые гонки новичок должен проехать в качестве "нулевого" экипажа. Такой экипаж идет впереди спортивного канала и проверяет трассу перед прохождением "боевых" экипажей. Он не едет на время, его задача - без происшествий добраться до финиша и сообщить о том, что спецучасток готов к гонке.
"Нулевой" экипаж не должен "гнать на все деньги", но в этом и есть преимущество. Есть возможность получить какой-то минимальный накат, при этом на новичка не давит необходимость проехать "быстрее всех". Если появляются какие-то грубые ошибки, они не будут фатальными, их можно скорректировать. А поскольку "нулю" не надо платить дорогостоящий взнос, на этом этапе можно немного сэкономить.

- Поездив "нулем", новичок начинает выступать на общих основаниях с остальными участниками раллийных соревнований. Что дальше? Каковы его перспективы?
- Перспективы есть у каждого. Что будет дальше, зависит от того, какие цели и задачи ставит перед собой человек, какими возможностями он обладает. По крайней мере, в пределах белорусского ралли со временем можно добиться многого.
А кому-то для получения удовольствия от езды достаточно и того, что уже есть. Для многих ралли - это увлекательное занятие, где нужно получать удовольствие от самого процесса. В этом случае не так уж важно, на каком автомобиле и в каком классе ты едешь, - ты в любом случае в центре событий и наслаждаешься пилотажем.

Иван КРИШКЕВИЧ

Источник: газета Автобизнес-Weekly

22 Сентябрь, 2009 00:13 / Просмотров: 13647 / Печать

В этом разделе:

Ралли 201715-16 сентября в Браславском районе пройдет 3-й этап Открытого Чемпионата Республики Беларусь 2017 года по ралли. Опубликованы документы предстоящей г...
Хорошая новость для все кто ждет ралли третьей категории, 1-ый этап запланированный на май будет перенесен на конец июня начало июля и должен со...
автоспорт 31 Январь, 2017
Ралли "Braslav 2017"
Участники еще не успели отойти от прошедшего первого этапа кубка ралли-спринта около Воложина, как уже начат прием заявок на первый этап открыто...
После долгого перерыва, Воложинский район снова готов принять участников ралли-спринта, чтобы выяснить кто же быстрее на его дорогах. Проведение...
3 декабря впервые за много лет прошел зимний Ралли-спринту со снегом, что особенно приятно. Принять участие в заключительном этапе соревнований ...

Добавить комментарий

Напишите autosport русскими буквами

 

Последние комментарии:

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Балабол: Спасибо! А больше новостей нет?

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Doizer: Дакар типа прошёл, и Василевский на шестом! месте если кому интересен беларусский...

autosport.by   Новый крытый картинг в ТВЦ «Европа»
григорий: забейте на отзывы из всех картов там больше всего понравилось...карта...

autosport.by   Ралли "Лесные Озера 2016" ОТМЕНА
Рекуррент: чем меньше будет участников, тем чаще будут отменятся гонки :(

autosport.by   Итоги Ралли-спринта "Витебск 2016"
Doizer: Спасибо тебе Алиса за фото!


1

Объявления о продаже

autosport.by