автоспорт

Подготовка пилотов и штурманов

Подготовка к ралли
Стать участником раллийных соревнований никогда не поздно. Так считает Сергей Овчинников - председатель раллийного комитета Белорусской автомобильной федерации и руководитель Школы экстремального вождения. Его мнение основано на опыте подготовки будущих пилотов и штурманов, которые начинали свой путь в ралли с "нуля".

- Сергей Олегович, почему люди стремятся прийти сразу в ралли, "перепрыгнув" через остальные дисциплины?
- Потому что это самый интересный и, на мой взгляд, самый зрелищный вид автоспорта. Особенно ралли привлекательно для тех людей, которым нравится управление автомобилем, но нет желания участвовать в контактной борьбе. Тебя никто не сдерживает, не мешает, не толкает - ты с трассой один на один. Так что для тех, кому хочется гоняться, но неинтересно "толкаться" с другими участниками, ралли - это оптимальный вариант.

- Насколько реально прийти сюда "с улицы"?
- Особенность автомобильного спорта заключается в том, что люди могут приходить практически в любом возрасте. В отличие, скажем, от гимнастики, где возраст и физическая форма имеют гораздо большее значение. В ралли можно начинать и в 20 лет, и в 30, и в 40 - и добиваться успехов. По крайней мере, в пределах национальных соревнований.
Конечно, каждый приходит с какими-то своими целями и задачами, поэтому сам определяет, что он хочет получить от своего участия. Чем выше цель, тем раньше надо начинать. В идеале путь автогонщика должен начинаться в детстве - с картинга.
Но если мы говорим об уже состоявшихся людях, которые приходят в автоспорт для того, чтобы получить удовольствие, "разгрузиться" от насущных - деловых и бытовых - проблем, то здесь все обстоит немного иначе...
Прежде всего нужно оценить свои финансовые возможности, потому что ралли - самый дорогой вид автомобильного спорта из тех, что есть у нас сегодня в стране. Ведь стоимость участия складывается не только из цены автомобиля, стоимости его подготовки, но также из тех немалых расходов, которые сопровождают каждый этап, - стартовый взнос, топливо, проживание, работа механиков...
Я бы для начала рекомендовал проконсультироваться - обратиться в раллийный комитет, где при необходимости можно получить исчерпывающую информацию о требованиях к участникам, технике, правилах проведения соревнований и т.д.
Это определит дальнейшие шаги. Например, выбор автомобиля. Уже можно говорить о том, что с 2011 года к старту будут допускаться только те машины, у которых каркас безопасности, во-первых, соответствует определенным требованиям, во-вторых, имеет все необходимые документы. Вооружившись такой информацией, новичок будет знать, на что обратить внимание при выборе автомобиля.

- К слову, о технике. Порой люди начинают свой путь в ралли сразу c мощных машин. Насколько это оправданно?
- Я бы рекомендовал начинать все же на моноприводном, при этом не очень мощном автомобиле - проще учиться, дешевле участвовать. Слишком быструю машину новичок вряд ли сразу осилит и наверняка не сможет поначалу использовать весь ее потенциал. Не нужно забывать и о том, что полноприводный автомобиль - это умение управлять передним и задним приводом в комплексе. Если такого нет, то лучше начинать с монопривода.
Когда приходит понимание процесса, когда вы уже все выжали из техники и точно знаете, чего вам не хватает, чтобы ехать быстрее, тогда можно переходить на следующий уровень - наращивать мощность двигателя, ставить блокировку или покупать кулачковую коробку. Вы лучше почувствуете разницу, поймете, что это вам дает. Такой неспешный, но своевременный шаг будет гораздо более эффективным.

- Есть люди, которые всю жизнь едут в одном классе. Отказ от наращивания технического уровня является отказом от роста мастерства?
- Другой уровень автомобиля предполагает другой уровень пилотирования. Возросшая скорость ставит перед экипажем новые вопросы и в части управления автомобилем, и в части работы со стенограммой. И наоборот: пересаживаясь с более мощного автомобиля на менее мощный, пилотировать его оказывается проще, ведь динамика, а с ней и скорость будет ниже. Появляется запас, которого раньше не было.
Чтобы двигаться дальше, нужны резервы и в технике. Другое дело, все ли к этому стремятся, всем ли это нужно и все ли могут себе это позволить? Ведь выбор автомобиля, класса - это еще вопрос финансовых возможностей, тактики (в каком классе выгоднее ехать) и т.д.

- Допустим, с автомобилем определились. Что дальше?
- Дальше процесс обучения. Его можно пройти в спортивном автоклубе или в нашей Школе экстремального вождения, чтобы получить допуск к соревнованиям. Ведь чтобы приобрести спортивную лицензию, нужно подтвердить свою квалификацию.

- В чем заключается обучение? Скажем, по вашей программе?
- Сначала мы проводим стандартную подготовку: человек проходит базовый курс в нашей школе, чтобы получить все необходимые навыки, научиться управлять автомобилем в скольжениях и т.д. Затем следует второй курс, который включает спортивное прохождение поворотов, - здесь акцент делается на правильное построение траектории.
Далее начинается индивидуальная работа с пилотом. Сначала занятия проводятся на большой асфальтовой площадке, где исключается возможность вылета, столкновения и т.д. Затем на спортивном автомобиле с каркасом безопасности мы выезжаем на гравий. Здесь уже реальные условия: узкая дорога, кюветы. На коротких (300-500 м) отрезках дороги отрабатывается техника прохождения поворотов различной сложности вкатыванием и в управляемом заносе.
Сначала мы учим ездить безопасно - повороты проходятся в заносе, с "заниженной" передачей. Это не самый быстрый способ, зато надежный: всегда есть возможность снизить скорость и остаться на дороге. Для новичков это важно - грубые ошибки остаются без серьезных последствий.
Это что касается пилотирования. И одновременно с этим идет отработка записи стенограммы: "ставятся" категории поворотов, идет навык езды под диктовку. Затем, когда понимание этого процесса приходит, занятия переносятся на трассы с большим сочетанием поворотов.

- Насчет пилота все ясно. А как быть с подготовкой штурмана?
- Пилотирование автомобиля и штурманская работа - это разные виды деятельности, в чем-то противоречивые. Пилот - это управление автомобилем. Штурман - это аналитика. Но управляет-то пилотом, а следовательно, и автомобилем именно он! Точнее, регулирует темп - паузами, интонацией. Но не только. По ходу всей гонки штурман собирает информацию, определяет стратегию, тактику. При этом на спецучастках психологически ему приходится сложнее: при всех своих "рычагах влияния" на пилота он все-таки наблюдатель...
Поэтому для подготовки штурманов - своя программа. Сначала идет лекционная часть, где рассказывается о правилах проведения ралли, принципе записи стенограммы, действиях штурмана в различных фазах соревнований (функционал). Далее - практические занятия по прописке: запись, "начитка", работа по интонационному выделению, паузам и т.д.

- Стоит ли пилоту, перед тем как самому садиться за руль, побыть какое-то время штурманом?
- Если есть такая возможность, то стоит. В советские времена так и делали: новичков штурманами подсаживали к опытным пилотам. Чтобы человек понял, как нужно писать, как нужно говорить, чтобы потом требовать от своего штурмана того же.
Начинающему пилоту лучше взять опытного штурмана - это позволит избежать многих ошибок. В ралли очень много нюансов, и желательно, чтобы второй член экипажа был "в теме". Очень неплохо, когда есть видеозапись с бортовой камеры, - все ошибки видны. А из каждой гонки нужно извлекать уроки, иначе время и деньги будут потрачены впустую.

- Итак, техника есть, штурман найден, подготовка пройдена. Пора в ралли?
- Да, но сначала - вне зачета. С некоторых пор у нас действует следующее правило: две первые гонки новичок должен проехать в качестве "нулевого" экипажа. Такой экипаж идет впереди спортивного канала и проверяет трассу перед прохождением "боевых" экипажей. Он не едет на время, его задача - без происшествий добраться до финиша и сообщить о том, что спецучасток готов к гонке.
"Нулевой" экипаж не должен "гнать на все деньги", но в этом и есть преимущество. Есть возможность получить какой-то минимальный накат, при этом на новичка не давит необходимость проехать "быстрее всех". Если появляются какие-то грубые ошибки, они не будут фатальными, их можно скорректировать. А поскольку "нулю" не надо платить дорогостоящий взнос, на этом этапе можно немного сэкономить.

- Поездив "нулем", новичок начинает выступать на общих основаниях с остальными участниками раллийных соревнований. Что дальше? Каковы его перспективы?
- Перспективы есть у каждого. Что будет дальше, зависит от того, какие цели и задачи ставит перед собой человек, какими возможностями он обладает. По крайней мере, в пределах белорусского ралли со временем можно добиться многого.
А кому-то для получения удовольствия от езды достаточно и того, что уже есть. Для многих ралли - это увлекательное занятие, где нужно получать удовольствие от самого процесса. В этом случае не так уж важно, на каком автомобиле и в каком классе ты едешь, - ты в любом случае в центре событий и наслаждаешься пилотажем.

Иван КРИШКЕВИЧ

Источник: газета Автобизнес-Weekly

22 Сентябрь, 2009 00:13 / Просмотров: 10534 / Печать

В этом разделе:

Ралли 201715-16 сентября в Браславском районе пройдет 3-й этап Открытого Чемпионата Республики Беларусь 2017 года по ралли. Опубликованы документы предстоящей г...
Хорошая новость для все кто ждет ралли третьей категории, 1-ый этап запланированный на май будет перенесен на конец июня начало июля и должен со...
автоспорт 31 Январь, 2017
Ралли "Braslav 2017"
Участники еще не успели отойти от прошедшего первого этапа кубка ралли-спринта около Воложина, как уже начат прием заявок на первый этап открыто...
После долгого перерыва, Воложинский район снова готов принять участников ралли-спринта, чтобы выяснить кто же быстрее на его дорогах. Проведение...
3 декабря впервые за много лет прошел зимний Ралли-спринту со снегом, что особенно приятно. Принять участие в заключительном этапе соревнований ...

Добавить комментарий

напишите адрес сайта без кавычек "autosport.by"


Присылайте интересные автоспортивные новости, фотографии, рассказы по автоспорту на (info (a) autosport.by). Ваши материалы обязательно будут размещены на autosport.by. Для удобства поиска интересующей информации на сайте воспользуйтесь поиском. На форуме сайта autosport.by всегда можно оставить своё сообщение, а так же задать интересующий вопрос. И еще… Сайт признан объединить в себе все самое лучшее и донести до пользователей Интернета самую интересную информацию Белорусского автоспорта. Оставайтесь с нами!

 

Последние комментарии:

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Балабол: Спасибо! А больше новостей нет?

autosport.by   НАГРАЖДЕНИЕ по итогам 2016 года!
Doizer: Дакар типа прошёл, и Василевский на шестом! месте если кому интересен беларусский...

autosport.by   Новый крытый картинг в ТВЦ «Европа»
григорий: забейте на отзывы из всех картов там больше всего понравилось...карта...

autosport.by   Ралли "Лесные Озера 2016" ОТМЕНА
Рекуррент: чем меньше будет участников, тем чаще будут отменятся гонки :(

autosport.by   Итоги Ралли-спринта "Витебск 2016"
Doizer: Спасибо тебе Алиса за фото!


Объявления о продаже

autosport.by