
Разошедшийся дождь на двадцать пять минут сократил гоночный заезд первого этапа чемпионата мира по гонкам на выносливость на трассе Сильверстоун в Великобритании. Но это не делает победный дубль в гонке, которая изначально должна была продлиться шесть часов, менее приятным для команды Toyota.
Дело, наверное, все-таки не в одной тысяче «лошадей», которые развивает силовая установка новейшего прототипа Toyota TS 040 - Hybrid. Тем более что подавляющего преимущества перед конкурентами она пилотам японской команды не принесла. Те же Лукас ди Грасси, Лойк Дюваль и Том Кристенсен на Audi R18 e-tron quattro (экипаж №1) отстали от обладателей поула – Александра Вурца, Стефана Сарразина и Казуки Накадзимы (экипаж №7) – всего на 0,005 секунды, заняв второе место на стартовой решетке.
Усредненное время самого австрийско-франко-японского трио составило 1.42,774. Еще в 0,313 секунды позади них оказались «новички» – всем прекрасно известные по длинным гонкам Ромен Дюма, Нил Яни и Марк Либ, в этом году заполучившие в свое распоряжение Porsche 919 Hybrid (экипаж №14). Их квалификационный результат стал третьим.
Следом за ними на стартовой решетке расположились Марсель Фасслер, Андре Лоттерер и Бенуа Трелуйе на второй Audi R18 e-tron quattro (экипаж №2), уступившие времени поула 0,363 секунды, и только непосредственно позади них оказались будущие победители гонки – Энтони Дэвидсон, Николя Лапиер и Себастьен Буэми (экипаж №8). Замкнули первую шестерку последние из представителей заводских команд – Тимо Бернхард, Марк Уэббер и Брендон Хартли на Porsche 919 Hybrid (экипаж №20).
Так почему же все-таки японские прототипы оставили позади всех «немцев»? Во-первых, в мастерстве гонщиков Тойоты. Хотя Лукас ди Грасси и пошел, едва был дан старт, в атаку на Алекса Вурца, но сам в итоге уступил отлично стартовавшему Буэми, да еще и одному из партнеров по коллективу – Лоттереру. В итоге бразилец откатился на четвертое место. Но приключения для гонщиков Audi только начинались. И здесь самое время сказать: «во-вторых».
Собственно, во-вторых, тойотовцам отчасти повезло. Скорость у их конкурентов из Audi была, свидетельством чему уже на пятом круге стала результативная атака со стороны Андре Лоттерера на Себастьена Буэми. А на шестнадцатом круге немец благодаря пит-стопу лидера и вовсе сам возглавил гонку. Но на другой экипаж Четырех Колец обрушилась лавина неприятностей. На первых полутора часах гонки ди Грасси сначала успешно атаковал Тимо Бернхард, а буквально на следующем круге бразилец вылетел с трассы и «приложил» свою Audi R18 e-tron quattro о стену.
Почти одновременно судьба дала команду «Не расслабляться!» и коллективу Porsche. Прототипа 919 Hybrid с четырнадцатым стартовым номером на борту, за рулем которого в этот момент находился Нил Яни, потерял левое переднее колесо и стал высекать по пути на пит-лейн искры трущимся об асфальт тормозным диском. Как и ди Грасси, Яни добрался до боксов и через 16 минут 20 секунд вернулся таки в гонку. А вот шасси Audi экипажа №1 получило повреждения, а потому его решено было снять с гонки. Дюваль и Кристенсен своих смен не дождались.
Но Ромену Дюма с Марком Либом также не довелось порулить Porsche 919 Hybrid под четырнадцатым стартовым номером. Яни вскоре вернул его в боксы – на прототипе возникли проблемы с гидравликой. А вскоре пелотон лишился и одного из экипажей команды Rebellion Racing – у прототипа Lola B12/60 - Toyota Доминика Крайхамера и Андреа Беличчи (экипаж №13) отказала коробка передач.
К концу первых девяноста минут гонки в лидеры вышел восьмой экипаж (Дэвидсона, Лапиера и Буэми). Его преимущество составляло 27 секунд перед единственным оставшимся в гонке экипажем Porsche, занимавшим второе место, которое в итоге пришлось уступить «семерке» Тойоты. К моменту, когда гонка пересекла «экватор», лучшие из «немцев» уступали «японцам» два круга, на столько же опережая единственный из оставшихся экипажей Audi, выбывший в самом начале второй половине заезда.
С управлением Audi R18 e-tron quattro не справился Бенуа Трелуйе, совершивший визит за пределы трассы и встретившийся с барьером безопасности. Французу настолько не хотелось сдаваться, что он попытался продолжить движение на прототипе с развороченной носовой частью. Однако успехом эта попытка не увенчалась – колеса Ауди смотрели в разные стороны. Бессменный директор гонки Эдуардо Фрейташ распорядился выпустить на трассу пейс-кар, что ликвидировало все отрывы. Этим после рестарта воспользовался отрабатывавший свою смену Марк Уэббер. Пришелец из Формулы-1 в повороте Stowe обогнал Стефана Сарразина, занимавшего в тот момент второе место, но тут же вынужден был отправиться на дозаправку.
Второй раз автомобиль безопасности появился на трассе приблизительно за сорок минут до конца гонки из-за сильного дождя, сделавшего пилотирование небезопасным. А примерно через пятнадцать минут дирекция гонки сочла его попросту невозможным и остановила гонку досрочно красным флагом.
Впрочем, даже откатай пилоты все запланированные шесть часов, на итоговом протоколе это практически не отразилось бы. Энтони Дэвидсон, Николя Лапиер и Себастьен Буэми на последних кругах лидировали с преимуществом в один круг перед своими коллегами по команде, занимавшими второе место. Алекса Вурца, Стефана Сарразина и Казуки Накадзиму в свою очередь от атак со стороны экипажа Тимо Бернхарда, Марка Уэббера и Брендона Хартли, располагавшихся на третьем месте, уберегли дождь и автомобиль безопасности. Четвертое место (последнее в категории LM P1) занял последний из оставшихся экипажей команды Rebellion Racing – Николя Прост, Ник Хайдфельд и Матиас Беш, выступающие под номером 12.
Убедительную победу в младшей категории прототипов LM P2 одержал, попутно заняв пятое место в абсолютном зачете, экипаж российской команды G-Drive Racing в составе выступающих на Morgan - Nissan Романа Русинова, Оливье Пла и Жюльена Каналя (стартовый номер 26). На стартовом отрезке прототипом управлял Пла и управлял отлично, не позволив себя опередить ни пилоту команды KCMG Цугио Мацуде, выступавшим вместе с Мэтью Хоусоном и Ричардом Брэдли на прототипе Oreca 03 - Nissan под номером 47, ни Кириллу Ладыгину на таком же прототипе, но команды SMP Racing (кокпит с россиянином делят его брат Антон и Виктор Шайтар, их стартовый номер – 37).
К слову, коллегам россиян по команде – двадцать седьмому экипажу в составе Сергея Злобина, Николя Минассяна и Маурицио Медиани повезло еще меньше. На первых же кругах, когда прототипом управлял французский гонщик, в повороте Woodcote его подстерег прокол, из-за которого было потеряно много времени и позиций.
А упомянутый сорок седьмой экипаж сам осложнил себе жизнь превышением скорости на пит-лейне, за что все тому же Хоусону пришлось отбывать наказание в виде десятисекундного стоп-энд-гоу. Хотя до этого пилоты команды KCMG боролись с соперниками из G-Drive Racing за лидерство в собственной категории. Тем не менее, именно Хоусон, Брэдли и Мацуда заняли второе место в категории LM P2 и шестое в абсолюте. Формально третьими стали Злобин, Минассян и Медиани, но они пропустили вперед шесть экипажей кузовной категории LM GTE и в абсолютном зачете расположились на тринадцатой позиции.
Среди экипажей на условно дорожных спорткарах сильнейшими в профессиональной подкатегории LM GTE Pro на Сильверстоуне (и седьмыми в абсолюте) оказались Марко Хольцер, Фредерик Маковецки и Рихард Литц, выступающие на Porsche 911 RSR команды Porsche Team Manthey (стартовый номер 92). Правда, сначала их партнерам по коллективу Патрику Пиле, Йоргу Бергмайстеру и Нику Тенди (экипаж №91) пришлось побороться с действующими чемпионами – Джанмарией Бруни и Тони Виландером, выступающими под номером 51 на Ferrari F458 Italia команды AF Corse и стартовавшими с поула. Тенди с этой задачей справился уже, обогнав итало-финский дуэт уже на пятом круге, а на девятом Бруни и Виландер остались позади будущих победителей.
И хотя Бруни с Виландером и возвращались во главу пелотона в своем классе по ходу первых полутора часов гонки, они все равно уступили не только Хольцеру, Маковецки и Литцу с Пиле, Бергмайстером и Тенди, но и Даррену Тернеру и Штефану Мюкке на Aston Martin Vantage V8 команды Aston Martin Racing (экипаж №97), финишировав четвертыми в своем классе и одновременно замкнув первую десятку абсолютного зачета. В числе прочего им в этом «помог» десятисекундный стоп-энд-гоу.
Девяносто первый экипаж схлопотал аналогичное наказание за обгон под желтыми флагами, но финишировал вторым в классе и восьмым в абсолюте. Соответственно, третьими в классе и девятыми в абсолютном зачете первую гонку сезона завершили Тернер и Мюкке.
Их партнеры по команде Кристиан Поульсен, Дэвид Ханемайер-Хансон и Ники Тиим, выступающие под номером 95, заняли второе место (заняв в абсолютном зачете пятнадцатое место) в любительской подкатегории LM GTE Am. По ходу гонки им пришлось преодолеть сопротивление занявших второе место (шестнадцатое в абсолюте) собственных партнеров по команде Пола Далла-Ланы, Педро Лами и Кристофера Нигаарда (экипаж №98), вырывавшихся в лидеры по ходу первых полутора часов представителей команды Ram Racing Джонни Моулема, Марка Паттерсона и Бена Коллинза, выступающих на Ferrari F458 Italia (стартовый номер 53), и еще обладателей поула – еще одного трио AF Corse, восемьдесят первого экипажа в составе Стивена Уиатта, Мишеле Руголо и Сэм Бёрда, замкнувших первую тройку в категории LM GTE Am и ставших семнадцатыми в абсолюте.
Ввиду сложной и не всегда понятной системы начисления очков в командных зачетах WEC (хотя, по идее, именно они являются основными, ведь длинные гонки – это по определению командный вид спорта) мы больше не будем приводить их таблицы, дабы не запутываться самим и не запутывать читателей. Ограничимся лишь сводной таблицей личного зачета категории прототипов с отдельным зачетом категории LM P2, личным зачетом категории LM GTE и зачетами производителей среди прототипов и в категории LM GTE.
Таким образом, лидерами личного зачета среди пилотов прототипов после британского этапа являются Дэвидсон, Лапиер и Буэми, имеющие по 25 очков. У занимающих вторую позицию Вурца, Накадзимы и Сарраизна по 19 очков. Хартли, Уэббер и Бернхард, имеющие 15 очков каждый, замыкают первую тройку.
Соответственно, среди производителей категории LM P1 (в LM P2 заводские команды не участвуют) с 44 очками лидирует Toyota. Porsche занимает второе место, имея 15 очков, а Audi пока присутствует в этом зачете лишь формально – на Сильверстоуне команда из Ингольштадта осталась с «баранкой». Подопечных доктора Вольфганга Ульриха наверняка переполняет жажда реванша, а потому следующие этапы обещают стать еще интереснее.
В категории LM P2 лидируют, имея 26 очков (включая одно дополнительное за поул), Пла, Каналь и Русинов. У занимающих второе место Хоусона, Брэдли и Мацуды по 18 очков. Первую тройку замыкают Медиани, Минассян и Злобин, у каждого из которых по 15 очков.
Маковецки, Хольцеру и Литцу принадлежит лидерство среди гонщиков категории LM GTE, а также 25 очков каждому. Бергмайстер, Тенди и Пиле с 18 очками располагаются на второй позиции, а третью занимают Тернер и Мюкке, имеющие по 15 очков.
Porsche с 43 очками лидирует в зачете производителей класса LM GTE. У Ferrari 23 очка и второе место, а третье и последнее – у Aston Martin с его 21 очком.
Чемпионат мира по гонкам на выносливость продолжится в Бельгии и довольно скоро. Уже 3 мая участники выйдут на старт гонки 6 часов Спа-Франкоршам.
WEC, первый этап, 6 часов Сильверстоуна, гонка, 167 кругов |
|||
Поз. |
Экипаж (категория) |
Автомобиль |
Результат |
1 |
Дэвидсон/Буэми/Сарразин (LM P1) |
Toyota TS040 - Hybrid |
5:22.42,296 |
2 |
Вурц/Сарразин/Накадзима (LM P1) |
Toyota TS040 - Hybrid |
+ 1 круг |
3 |
Бернхард/Уэббер/Хартли (LM P1) |
Porsche 919 Hybrid |
+ 2 круга |
4 |
Прост/Хайдфельд/Беш (LM P1) |
Lola B12/60 - Toyota |
+ 8 кругов |
5 |
Русинов/Пла/Каналь (LM P2) |
Morgan - Nissan |
+ 13 кругов |
6 |
Хоусон/Брэдли/Мацуда (LM P2) |
Oreca 03 - Nissan |
+ 15 кругов |
7 |
Хольцер/Маковецки/Литц (LM GTE Pro) |
Porsche 911 RSR |
+ 20 кругов |
8 |
Пиле/Бергмайстер/Тенди (LM GTE Pro) |
Porsche 911 RSR |
+ 20 кругов |
9 |
Тернер/Мюкке (LM GTE Pro) |
Aston Martin Vantage V8 |
+ 20 кругов |
10 |
Бруни/Виландер (LM GTE Pro) |
Ferrari F458 Italia |
+ 20 кругов |
15 |
Поульсен/Хайнемайер-Хансон/Тиим (LM GTE Am) |
Aston Martin Vantage V8 |
+ 23 круга |
Положение в чемпионате после первого этапа Личный зачет категории прототипов |
|||
Поз. |
Экипаж (гонщик) |
Очки |
|
1 |
Энтони Дэвидсон/Николя Лапиер/Себастьен Буэми |
25 |
|
2 |
Алекс Вурц/Казуки Накадзима/Стефан Сарразин |
19 |
|
3 |
Брендон Хартли/Марк Уэббер/Тимо Бернхард |
15 |
|
4 |
Матиас Беш/ Ник Хайдфельд/Николя Прост |
12 |
|
5 |
Жюльен Каналь/Оливье Пла/Роман Русинов |
10 |
|
6 |
Мэтью Хоусон/Ричард Брэдли/Цугио Мацуда |
8 |
|
7 |
Маурицио Медиани/Николя Минассян/Сергей Злобин |
6 |
|
Личный зачет категории LM P2 |
|||
1 |
Жюльен Каналь/Оливье Пла/Роман Русинов |
26 |
|
2 |
Мэтью Хоусон/Ричард Брэдли/Цугио Мацуда |
18 |
|
3 |
Маурицио Медиани/Николя Минассян/Сергей Злобин |
15 |
|
4 |
Кирилл Ладыгин/Антон Ладыгин/Виктор Шайтар |
0 |
|
Зачет производителей категории LM P1 |
|||
Поз. |
Производитель |
Очки |
|
1 |
Toyota |
44 |
|
2 |
Porsche |
15 |
|
3 |
Audi |
0 |
|
Личный зачет категории LM GTE |
|||
Поз. |
Экипаж (гонщик) |
Очки |
|
1 |
Фредерик Маковецки/Марко Хольцер/Рихард Литц |
25 |
|
2 |
Йорг Бергмайстер/Ник Тенди/Патрик Пиле |
18 |
|
3 |
Даррен Тернер/Штефан Мюкке |
15 |
|
4 |
Джанмария Бруни/Тони Виландер |
13 |
|
5 |
Давиде Ригон/Джеймс Каладо |
10 |
|
6 |
Альваро Паренте/Мэтт Гриффин |
8 |
|
7 |
Алекс МакДауэлл/Деррил О’Янг/Фернандо Риз |
6 |
|
8 |
Дэвид Хайнемайер-Ханссон/Кристиан Поульсен/Ники Тиим |
4 |
|
9 |
Кристофер Нигаард/Пол Далла-Лана/Педро Лами |
2 |
|
10 |
Мишеле Руголо/Сэм Бёрд/Стивен Уиатт |
1 |
|
11 |
Кристиан Рид/Халед Аль-Кубаиси/Клаус Бахлер |
0,5 |
|
12 |
Бен Коллинз/Джонни Моулем/Марк Паттерсон |
0,5 |
|
13 |
Луис Перес-Компанк/Марко Чиочи/Мирко Вентури |
0,5 |
|
14 |
Эммануэль Коллар/Франсуа Перродо/Матью Ваксивьер |
0 |
|
15 |
Джанлука Рода/Паоло Руберти/Винченте Потоличчио |
0 |
|
Зачет производителей категории LM GTE |
|||
Поз. |
Производитель |
Очки |
|
3 |
Porsche |
43 |
|
4 |
Ferrari |
23 |
|
5 |
Aston Martin |
21 |
{img1}{img2}{img3}{img4}{img5}{img6}{img7}